+16

  • 26 апреля 2022
  • Интервью

«Ни один зарубежный винодел не отказался с нами работать» – амбассадор компании «Винотерра»


Лента новостей

Способны ли российские виноделы заменить зарубежных производителей? Что ждет рынок вина и как будут меняться цены? Об этом и многом другом рассказала светскому обозревателю Business FM Ирине Мжельской в рубрике «Бизнес говорит» амбассадор компании «Винотерра» Кристина Татьянкина.

Кристина ТАТЬЯНКИНА. Фото предоставлено спикером

 

Ирина МЖЕЛЬСКАЯ: «Даже недружественные, на первый взгляд, события могут привести к положительным результатам. Разразившийся в 2014 году кризис и введенные санкции придали дополнительный стимул развитию виноделия в России. 2022-й отметился еще более жесткими условиями: резкие колебания валютных курсов, ограничения поставок, нарушение логистических цепочек затронули множество отраслей. Связанный с вином бизнес гарантированно ожидают перемены, вот только какими они будут? За разъяснениями я обратилась к амбассадору компании «Винотерра» Кристине Татьянкиной».

– Насколько вырос за последнее время уровень наших виноделов и готовы ли они заменить западную продукцию?

– Тема импортозамещения в нашей стране актуальна уже давно. В последние десятилетия российское виноделие развивается очень быстро. С 2014 года значительно активизировались российские виноделы, принявшиеся скупать земли в Краснодарском крае и Крыму и сажать виноградники, обучаться и проходить практики в разных частях света. Появилось много сельскохозяйственных госпрограмм для молодых виноделов – по покупке земельных участков и оборудования, получению льготных кредитов и так далее.

Но российское виноделие очень молодо, всерьез мы начали этим заниматься всего 10-15 лет назад. Понятно, что за такой короткий срок стать великими виноделами чрезвычайно сложно. Зарубежные производители накопили колоссальный многовековой опыт, изготавливая вина на протяжении 500, 600, 700 лет и передавая опыт и традиции из поколения в поколение. В Европе есть много старых виноградников, а взрослая лоза дает потрясающий виноград и вино. Также крайне важны терруар и климат. Наилучшими условиями произрастания лозы считается зона между 50-й и 30-й параллелями Северного и Южного полушарий. Поэтому полноценно заменить западную алкогольную продукцию нам тяжело.

Терруар – это сочетание многочисленных природных факторов, влияющих на виноградную лозу и, как следствие, на характер вина. Сюда входят климат и температура, состав и свойства почвы, рельеф местности. Понятие включает в себя и такие нюансы, как экспозиция склона, количество осадков и солнечных дней, резкие перемены погоды и тому подобное.

– Какие ценовые сегменты под силу занять российским производителям?

– Мы сможем заменить какие-то отдельные позиции по простым легким винам на каждый день. У наших виноделов хорошо получаются игристые и красные вина, а вот с белыми пока сложно – не хватает баланса и кислотности. Премиальные сегменты, такие как Champagne, Bourgogne, Bordeaux, заменить невозможно, потому что топовые вина формирует терруар. Таким образом, удовлетворить весь спрос самостоятельно, без импорта, мы не способны.

Шампанское – игристое вино, произведенное во французском регионе Шампань из установленных сортов винограда методом вторичного брожения вина в бутылке. Название напитка происходит от названия провинции Шампань, где расположен данный регион.

– С какими трудностями пришлось столкнуться бизнесу? Каковы перспективы рынка, что будет с ценами на вино?

– С конца февраля, когда подскочил курс евро, разумеется, тут же выросли и цены. Их повысили все виноторговые компании России – кто-то на 10-20%, а кто-то и на 50-70%. Конечно, сыграло свою роль и подорожание логистики, но не столь сильно. Сейчас, когда евро и доллар стабилизировались, цены снижаются обратно.

В компании, где я работаю, на сегодняшний день нет никаких серьезных изменений. Могу сказать, что ни один зарубежный винодел не отказался с нами работать. Есть проблемы с логистикой, она подорожала, и на нее образовался высокий спрос. Основная проблема – затруднения в платежах поставщикам. Но все это – рабочие моменты, с которыми можно справиться.

Цена чуть выросла, но не чрезмерно. Некоторые рестораны пересматривают свой ассортимент, делают ротацию в более бюджетный сегмент. Другие продолжают работать с прежним ассортиментом, предпочитая немного поднять ценники, и в целом проблем с посетителями у них нет. Гости как ходили, так и ходят в свои любимые рестораны. Все, кто привык к дорогой «Шампани» и «Бургундии», продолжают их пить. Так что все в порядке, и мы будем работать в прежнем режиме.

– Присутствуют ли в портфеле вашей компании российские виноделы? Кого вы хотели бы выделить отдельно?


Виноградник Рема Акчурина. Фото с официального сайта Rem Akchurin

– Постепенно мы начинаем сотрудничать и с российскими производителями. На протяжении нескольких лет в портфеле «Винотерры», очень крупного игрока на рынке, был единственный отечественный представитель – Rem Akchurin из Крыма. Рем Акчурин – винодел в третьем поколении, владеющий собственным виноградником. Сегодня у него 67 га виноградников в районе Черногорья (Севастополь) у реки Черная. На них произрастает пять сортов: Шардоне, Пино Нуар, Каберне Совиньон, Мерло и Мускат белый (Muscat blanc à petits grains). Белые сорта были высажены еще в 2007 году, а вот красные – это молодые посадки 2016 года. Опытным путем Рем пришел к выводу, что одной из главных характеристик терруара является отличное сохранение кислотности. Нам понравились его вино и философия, с которой он подходит к делу.

До конца 2022 года наш портфель пополнится еще одной российской винодельней и очень маленьким хозяйством из Грузии. Также у нас появилось несколько новых производителей из Франции – региона Шампань. Поэтому будем продолжать пить прекрасные вина и наслаждаться жизнью!

– Как обстоят дела с развитием у российских виноделов? Смогут ли они выгодно использовать новые экономические условия?

Интерес к российским винам растет из года в год. Положительная динамика спроса продолжается уже около 10-15 лет, и последние события лишь подстегнут эту тенденцию. Будут расти объемы производства и потребления нашего вина. Начнут появляться новые российские виноделы, продолжат повышать качество и профессионализм прежние участники рынка. Все больше заинтересованности в отечественных винах станут проявлять рестораны и винные бары.

Однако в процентном соотношении разрыв между российской и зарубежной продукцией останется значительным. Например, рестораны, до недавнего времени вообще не предлагавшие российское вино, сейчас довели его долю до 5-10%. Возможно, в будущем этот показатель удастся повысить до 10-15%. Но я не вижу перспектив для большего роста.

Единственный регион в России, где позиции российского вина гораздо сильнее – это юг. В Сочи, Краснодаре, Ростове-на-Дону много нашего вина, потому что там развит туризм. В связи с повышенным спросом местные рестораны предлагают большое количество российских вин. Широкую популярность набрал винный туризм, когда люди посещают понравившуюся винодельню. Все вместе это формирует интерес и спрос на российское вино. В Сибири такого спроса нет, и лишь несколько ресторанов представляют некоторые позиции по нашему вину.

Если подводить итоги, то в целом интерес к отечественному виноделию будет расти. Так, совсем скоро, 26-28 апреля, в Краснодаре состоится выставка вин, алкогольных напитков и материалов для виноградарства VINORUS. Я собираюсь посмотреть на новинки от российских производителей, и если найду что-нибудь примечательное, то познакомлю с ними Новосибирск.

Читайте также: «ТОП-6 виноделен России, привлекательных для туристов»;

«Российское сыроделие проходит 100-летний путь развития всего за год» – эксперт Никита Обдалов».

поделиться

поделиться


Популярное