Четверг, 20 февраля 2025

ЦБ

$ 90.43

94.08

BRENT

$ 76.19

/

6889

RTS

1150.87

16+

+16

  • 17 февраля 2025 16:55
  • Новость
На правах рекламы
На правах рекламы

Мастер-план – это не только архитектура


Лента новостей

Эксперты Сибирской строительной недели обсудили мастер-планы городов Сибири и перспективы их реализации.

Фото предоставлено организаторами круглого стола

Новосибирск тоже попал в список из 200 российских городов, для которых предстоит приготовить такой план – причем вместе с сибирским мегаполисом в этот список внесли и Кольцово.

В эти двести городов вошли многие «сибиряки»: как региональные столицы (Томск, Омск, Барнаул, Горно-Алтайск), так и малые, но очень выгодно расположенные населенные пункты, вроде Карасука или Барабинска.

Эксперты сходятся во мнении, что мастерпланирование требует учета уникальных инфраструктурных, социальных, культурных, исторических особенностей территории, а также использование инструментов социального менеджмента, подразумевающую работу с реальными запросами и потребностями городских сообществ.

По словам вице-президента Союза архитекторов России, руководителя группы S2 Петра Долнакова, опорой транспортного каркаса мастер-плана Новосибирска должна стать река и железная дорога, пересекающие город насквозь. Также в рамках документа речь пойдет о реновации заброшенных производственных площадок, о строительстве жилья и социальных объектов.

Связать все вместе

Включение в список на мастер-планы связки «Новосибирск+Кольцово», по словам архитектора, вызывает много вопросов. Как будут взаимодействовать между собой два муниципалитета, какую роль сыграет такой объекта, как СКИФ, что будет с Барышевским сельсоветом и проектом «СмартСити» и так далее.

Сама концепция комплексного развития территорий, по словам Долнакова, в Новосибирске пока реализуется всего в одном направлении из пяти ключевых – речь идет об обеспечении жилищными условиями населения и переселении жильцов аварийного жилого фонда. Все остальные – создание новых мест приложения труда, развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, привлечение внебюджетных инвестиций – нуждаются в доработке.

Сегодня, подчеркнул он, город фактически состоит из лоскутов, нашитых друг поверх друга в разные исторические и экономические эпохи. Однако сейчас наступает переходный момент, в котором, возможно, придется пересмотреть положения Генплана и ПЗЗ.

«В нашем городе должны формироваться центры многоядерной планировочной структуры. Мы должны перейти от очагового мышления к комплексным программам развития частей города. Формировать от частного к общему стратегию развития, которая должна в итоге влиться в мастер-план» – подытожил архитектор.

Назарово – как удачный опыт

У Петра Долнакова в портфолио уже есть пример создания хорошего мастер-плана российского (и сибирского) города. Летом 2024 года Фонд Мельниченко объявил конкурс на разработку мастер-планов трех городов Красноярского края – Бородино, Назарово и Шарыпово. В январе 2025 года стали известны победители – в номинации «Мастер-план города Назарово» поеду одержал проект консорциума «Адаптик-А + S2», которым и руководит Долнаков.

Мастер-план предполагает развитие Назарова как «социального кампуса». Поставленные авторами цели включают в себя формирование площадок для новых видов экономической деятельности и общественной активности, увеличение доходов населения, улучшение экологической ситуации за счет повышения качества инфраструктуры ЖКХ – всего для их достижения мастер-план содержит больше 40 проектов и мероприятий. Среди них –создание промышленного узла, в который войдут агрохаб и центр обработки данных, развитие туристической инфраструктуры, создание рекреационного кластера и улучшение экологической обстановки.

Также мастер-план предусматривает озеленение главной городской площади и размещение на ней арт-объектов, развитие транспортной инфраструктуры (и также пешеходной), модернизацию существующих и строительство новых школ и детских садов и спортивной инфраструктуры (бассейна, фиджитал-центра), открытие многофункциональных общественных пространств в разных районах города, расширение сетей водоотведения, тепло- и водоснабжения, формирование системы водно-болотных угодий и многое другое. Совокупные инвестиции оцениваются в 28 млрд рублей.

Когда из Москвы не все видно

Красноярский край показал еще один важный фактор в планировании: сибиряков зачастую понимают только сибиряки, которые видят такие проблемы, которые никогда не всплывают через официальные запросы и исследования московских экспертов.

«Междисциплинарный подход полезен везде, когда мы говорим о таком сложном комплексном документе как мастер-план он просто необходим. – говорит Ксения Николаева, руководитель бюро территориальных исследований "Благоника". – Речь идет не о некоторых разрозненных альбомах, которые никак между собой не пересекаются, а об очень переплетенном тематически документе, где каждый из разработчиков, каждый из стейкхолдеров понимает насколько все эти элементы взаимосвязаны и как влияние на один из этих элементов может серьезно трансформировать другой», – резюмирует она.

Важность местных особенностей упомянул и руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин, который тоже в качестве примера взял Назарово. «В этом городе две ключевые отрасли – добыча угля и электрогенерация, – говорит он. – Избыток энергии – такой же минус, как и его недостаток. Надо его нивелировать. Посмотрели по энергоемким производствам, где нехватка. Потом – варианты новых предприятий, где можно использовать. Тогда и возникла идея назаровского ЦОД, где электроэнергия всегда нужна».

Артерии в организме города

«Транспортную» тему мастер-планирования городов затронул генеральный директор компании «Лабград» Александр Баранов – он уже поднимал ее в ходе работы форума и еще раз напомнил о том, что в ней, помимо архитектурной составляющей, есть еще две – инженерная и экономическая.


Так, по его мнению, выбор перспективного вида общественного транспорта должен опираться на социально-экономическую и пространственную стратегию города. Если речь идет про растущий город-миллионник, то ставку необходимо делать на рельсовые виды транспорта (городская электричка, трамвай, метро) и пересадочные узлы, а если мы проектируем небольшой сжимающийся город (каких в Сибири достаточно много), достаточно оптимизировать автобусное сообщение.


 «Мастер-план – это документ-интегратор, способный сделать бесшовным стратегическое, территориальное и инфраструктурное планирование», – прокомментировал он. Так как в большинстве случаев в городах документы не синхронизированы, что влечет за собой временные и финансовые издержки. При этом сейчас действует сразу несколько несогласованных друг с другом норм – и возникает задача увязать их при разработке проектных решений.


Альтернативой, по его словам, может быть тезис, озвученный на форуме – мастер-планы могут стать новой основой для пересмотра местных и региональных нормативов в условиях наступающего будущего. 

 

Компании, упомянутые в тексте

Группа S2 https://s2-russia.ru

IPG.Estate  https://ipg-estate.ru/

ЛабГард https://labgrad.ru/

 

Реклама ИП Мартусевич В.С. ИНН 540698190451 Erid:2W5zFGXASNL

 

поделиться

поделиться


Популярное