Суббота, 19 апреля 2025

ЦБ

$ 81.14

92.22

BRENT

$ 67.85

/

5505

RTS

1115.38

16+

+16

  • 23 октября 2022 15:33
  • Новость

В Новосибирске растет число выставленных на продажу торговых центров 


Лента новостей

На восстановление  интереса инвесторов потребуется несколько месяцев стабильности

Фото Дениса Виноградова, Густаво Зырянова, Сиб.фм

В Новосибирске выставлены на продажу несколько десятков торговых центров площадью до 5 тысяч квадратов и стоимостью до миллиарда рублей. Брокеры ожидают появления на рынке новых объектов и снижения цен на них. Торговые объекты пока не интересны инвесторам – прибыльность торговых центров и магазинов упала после того, как из них ушли бренды и не появились новые арендаторы. На восстановление  рынка потребуется несколько месяцев.

В разделе коммерческой недвижимости на Авито продается 1689 объектов – торговые центры, офисные здания, отдельно стоящие павильоны и магазины, отдельные торговые и офисные помещения. Брокеры отмечают, что многие из этих объектов впервые выставили на продажу год и более назад, бума предложений они не замечали, но интерес покупателей - инвесторов после февраля значительно снизился. 

«В начале весны никто не знал, что делать. Потом, начиная со второй половины весны, - начала лета, люди решили, что надо продавать активы и активизировались. Сейчас первая волна беспокойства закончилась. Кто хотел – продал, кто-то снял объект или «продает, не продавая» – выставил, чтобы посмотреть спрос и прицениться. Те, кто хочет купить объект, ожидают, что еще будет спад по стоимости», – рассказал BFM-Новосибирск брокер-консультант Сергей Виноградов

По оценкам экспертов, процент вакантных мест в новосибирских торговых центрах мало отличается от средних цифр по России – 10-15%. В интервью изданию «СберПро Медиа» руководитель направления ритейл-консалтинга CORE.XP Иван Артемов оценил это значение как исторический минимум. Даже в кризисные 2015-2016 годы вакансия не превышала 10%, а сейчас на рынке есть объекты и с большим количеством пустующих площадей.

Участники рынка ожидают, что реальная картина будет понятна к концу года, когда крупные игроки, которые приостановили работу в марте, окончательно определятся, покидают они российский рынок, остаются или передают управление российским компаниям. После этого начнется заполнение пустующих площадей. При этом собственники понимают, что это не будет быстрым процессом: подписание соглашений и развитие необходимой инфраструктуры занимает до года. 

«В случае ухода западных игроков замены неизбежны. В то же время полностью их заменить оперативно не удастся — вакансия вполне может увеличиться процентов до 20 даже при наличии замен», – цитирует «СберПро Медиа» руководителя департамента торговой недвижимости Commonwealth Partnership Ольгу Антонову.

«Изначальные предположения, что на рынке могут появиться китайские бренды, которые займут место европейских, сразу были утопией. Возможно, в европейской части России появятся турецкие бренды. У нас, скорее всего, на место больших брендов  придут такие же российские «бренды» как «Вкусно и точка», – я больше в это верю. Или вернутся те, кто были, или их активы купит какая-то российская компания и рынок монополизируется», – считает административный директор девелоперской компании «Отелит» Никита Артемьев.

Надежда девелоперов на то, что некоторые европейские компании могут сохранить свое присутствие в торговых центрах, не лишена оснований. Так, представитесь «Зара СНГ» 18 октября заявил в арбитражном суде, что Zara планирует восстановить торговую деятельность в России и предпринимает для этого некоторые действия, включая изменение корпоративной структуры на юрисдикцию, которая не относится к недружественной. А также выстраивает логистические цепочки, которые заменят оказавшиеся под санкциями.

Ранее BFM-Новосибирск писал, что новосибирские ритейлеры ожидали прихода на рынок  продавцов из Турции, Индии, Ирана и Китая. С турецкими производителями даже пытался наладить отношения Российский союз торговых центров.
В числе тех, кто может заместить бренды из США и Европы эксперты называли турецких и китайских ритейлеров Рaulmark, Mamino baby, Li Ning, Meters Bonwe. Из российских игроков новые площади и активы могли бы осваивать производители 12 storeez, Lime shop, Hoff, Bork.

Новосибирские эксперты говорят, что рынок коммерческой недвижимости начнет восстанавливаться не раньше 2023 года. 

«В ближайшие месяца три-четыре я не вижу, что что-то изменится, и в торговую недвижимость придут новые арендаторы. Пока не стабилизируется ситуация, пока бизнес не поймет, в какую сторону мы двигаемся, никто новые проекты не будет открывать. Сейчас нет развития, каждый день ситуация меняется,  и все зависит не от нас, живущих в определенном регионе людей, а от мировой ситуации и решений правительства», – говорит Сергей Виноградов
Спрос на торговую недвижимость будет восстанавливаться по мере того, как пустующие площади будут заполняться арендаторами. Сейчас проблемы испытывают не только крупные бренды и якорные арендаторы, но и основной костяк - массовый арендатор, который занимает около 50% рынка – мелкие офисы, мелкие торговые помещения, бары, доставка, интернет-магазины. 

 
«Инвестор рассматривает любой объект как часть инвестиционного портфеля, получает с него прибыль, с этой прибыли платит налоги. Если нет арендаторов, то нет и прибыли.  Доходность торговых центров сейчас упала в разы, потому что 10-15 % арендаторов закончили свою работу в связи с мобилизацией, в основном это небольшие компании из 1-3 человек», – отмечает Виноградов.

Ранее BFM-Новосибирск сообщал о продаже бизнес-центра Якутия, который открылся в городе в 2005 году.
 

поделиться

поделиться


Популярное