Среда, 08 мая 2024

ЦБ

$ 91.12

98.31

BRENT

$ 82.17

/

7487

RTS

1180.74

16+

+16

  • 30 марта 2022 16:22
  • Новость

Два пивных гиганта Carlsberg и Heineken уходят с новосибирского рынка


Лента новостей

Последний участник «большой тройки» компания AB InBev Efes пока не заявлял о планах продать завод в Сибири

Фото пресс-службы компании Сибстекло

С российского рынка решили полностью уйти голландский Heineken (развивает порядка 30 брендов, включая Heineken, Amstel, Desperados, Foster’s, Sol, Star) и датский Carlsberg (бренды Carlsberg, Kronenbourg, Holsten, Tuborg). В Новосибирской области эти компании были представлены собственными заводами – один располагался на базе бывшего «Винапа» в Кировском районе, второй известен как «Балтика». Соответствующие заявления компании разместили на официальных сайтах, обе компании ищут новых владельцев, и до момента передачи бизнеса сохраняют рабочие места и социальные гарантии своим сотрудникам.

«Компания намерена передать бизнес новому инвестору в полном соответствии с международным и российским законодательством. В результате этого решения в будущем бизнес в России больше не будет включаться в выручку и операционную прибыль Carlsberg Group», – говорится на сайте пивоваренной компании «Балтика».

Третий участник «большой тройки» – компания AB InBev Efes, выпускающая бренды BUD, Spaten Velkopopovický Kozel, Hoegaarden, – пока не объявлял о планах передачи бизнеса российским инвесторам.

«Большая тройка» занимала от 70 до 80 процентов рынка – в России доля брендов этих компаний была больше, чем в общемировая. И хотя отрасль ожидают серьезные изменения, участники рынка не паникуют.

«На сообщение о том, что Heineken объявил о передаче своего бизнеса в России новым владельцам, все наши производители и продавцы среагировали положительно. Да, новосибирский завод этой компании занимает существенную долю рынка нашего города, и такой объем нашим производителям будет тяжело быстро заменить, но сейчас все в таком режиме, что готовы это сделать в ближайшее время. Есть некоторые опасения, что новосибирский и российский рынок больше склонялся к менее горькому пиву, а наше сырье, солод и хмель, дают некую горчинку. Но я думаю, что у нас много профессионалов, которые работают на этом рынке уже давно, и рецептов пивоварения очень много, в этом мы тоже справимся. Мне кажется, сортовая линейка не играет огромной роли, потому что у нас ее достаточно и многие сорта уже запатентованные, просто лежат и ждут своего часа», – рассказала директор группы компаний «Пивной мир» Ия Новикова.

Гиганты уйдут, проблемы останутся

В прежних условиях уход европейских пивных брендов с регионального рынка мог бы стать стимулом к развитию, но проблемы с сырьем и упаковкой сведут к минимуму эффект от сокращения конкуренции. Больше всего пострадает средний сегмент и небольшие пивоварни, которые выпускали оригинальные напитки и использовали разное сырье, в том числе импортное, – бельгийский, американский, германский хмель. 

«Большинство сырья, которое заходило в Россию, – импортное. Для крупных предприятий это было не так критично, но сильно сказывалось на среднем звене. Сейчас у нас нет импортного сырья, идет замещение с Китая, может быть, с Индии сейчас будут поставки. Российские производители хмеля точно не справятся, у нас нет таких мощностей. Для увеличения производства хмеля до потребностей России необходима сырьевая база  – ее создание может занять до пяти лет. Возможно будет с коноплей как-то решаться вопрос, именно шишки конопли могут быть заменителем хмеля для ряда сортов, а с коноплей в принципе проблем по производству нет», – уточнил председатель Новосибирской областной общественной организации продавцов и производителей пивной и алкогольной продукции Алексей Соловьев.

Эксперт отметил высокую мультипликацию в пивной отрасли, из-за которой производители уже сейчас начали повышать цены, и в дальнейшем этот процесс будет только набирать обороты. 

«Связанные отрасли – этикетка, тара, упаковка, – накладывают определенную добавочную стоимость на продукт. С учетом санкций и того, что многие материалы были импортными, эти расходы вырастут значительно. Например, этикеточная бумага была в основном финской, а российских производителей качественной этикеточной бумаги пока нет. Непонятно, как будет происходить замена, переход на какую-то другую упаковку», – объяснил Соловьев. 

Почему растут цены

Импортное пиво, по словам эксперта, выросло в цене очень сильно – сейчас продают его остатки, и по завозу новых партий нет никаких прогнозов. Российские производители также поднимают цены – из-за роста цен на сырье и материалы, а также закладывая маркетинговые издержки.

Один из крупных производителей Новосибирской области, Черепановские напитки, пока не повышал цены, так как работает на остатках закупленного сырья. На предприятии ожидают дефицит солода и к маю прогнозируют удорожание литра продукции примерно на два рубля.

У всей отрасли одинаковые проблемы, уверен Алексей Соловьев. Они касаются и крупных, и мелких компаний. 

«Глобальные компании уходят не просто от того, что ввели какие-то ограничения именно на них. У них точно так же разрываются логистические цепочки – и из-за того, что они глобальные, они не могут, условно говоря, в киоске купить какую-то бумагу, распечатать и наклеить этикетку. Из-за глобализации и крупного формата бизнеса они и попадают в такую ситуацию, что им приходится просто уходить с рынка. Мелким компаниям будет проще выживать, если они решат проблемы с сырьем», – отметил эксперт. 

В Новосибирской области присутствует вся «большая тройка», крупные компании – Черепановские напитки, заводы в Тогучине, Краснозерке, Искитиме, несколько десятков маленьких пивоварен разного формата, от продающих продукцию в фирменных магазинах до тех, кто работает только с ресторанами. В регионе действительно достаточно компаний для того, чтобы удовлетворить спрос. Вопрос только в том, насколько быстро и эффективно в отрасли произойдет замещение импортного сырья на сырье дружественных государств.
 

поделиться

поделиться


Популярное