- 22 ноября 2024 18:30
- Новость
Бумага вместо аналитики. Чем грозит консервативный подход к логистике
В быстро меняющемся мире, где скорость и гибкость стали ключевыми факторами успеха, консервативный подход к логистике может привести к серьезным последствиям для бизнеса. Долгое время компании полагались на традиционные методы планирования, опираясь на опыт и устаревшие инструменты, игнорируя возможности, которые предоставляют современная аналитика. О том, чем грозит такой подход, рассказал Леван Шаламберидзе, операционный директор платформы «Яндекс Магистрали».
Фото freepik.com, автор кичигинЧто такое консервативный подход к логистике
Консервативный подход в логистике подразумевает приверженность традиционным методам и практикам, без использования современных инструментов автоматизации.
Такой подход характеризуется:
- Отказом от современных систем управления запасами. Вместо использования программного обеспечения, основанного на данных, компания полагается на устаревшие методы ручного учета и прогнозирования.
- Игнорированием оптимизации маршрутов доставки. Компания не использует специализированные программы, которые позволяют найти лучший маршрут доставки с учетом дорожных условий, времени и стоимости перевозки. Или использует дешевые и неэффективные решения.
- Нежеланием внедрять новые технологии (IoT, Big Data). Компания отказывается использовать Интернет вещей (IoT) и большие данные (Big Data) для отслеживания грузов, анализа спроса и оптимизации цепочек поставок.
Кроме того, при консервативном подходе руководители могут понимать решения на основе интуиции и опыта сотрудников, без использования аналитики. На практике такая крайность встречается редко, однако в какой-то степени нежелание отказаться от устаревших взглядов и подходов свойственно всем консерваторам.
Чем грозит консервативный подход
Консервативный подход к логистике чреват серьезными последствиями, которые негативно сказываются на экономике бизнеса.
Увеличение затрат
Главная проблема для консервативного бизнеса — неоправданные расходы. У них есть несколько причин:
- Неэффективное использование ресурсов. Отсутствие аналитики приводит к ошибкам в использовании складских площадей, транспорта и персонала. Неоптимальное распределение ресурсов ведет к дополнительным затратам на хранение, транспортировку и зарплату.
- Неоптимальные маршруты. Отсутствие анализа маршрутов приводит к снижению количества доставок. Например, в маршруте было 20 точек, а из-за пробок, ремонта дорог и других факторов машина доехала только до 17. Или машина доехала по всем 20 точкам, но за большее количество времени — соответственно, компания могла потерять в продажах.
- Потери из-за ошибок в прогнозировании спроса. Игнорирование аналитических данных порождает неточные прогнозы спроса, что может привести к недостатку или избытку продукции на складе.
- Риск затоваривания и просрочки продукции. Неправильные прогнозы спроса могут привести к затовариванию складов и просрочке продукции, что влечет за собой значительные финансовые потери.
Убытки компании от консервативного подхода к логистике могут измеряться как в десятках тысяч, так и в миллиарды рублей — все зависит от размеров бизнеса и объема задач, которые руководство ведет в блокнотах и Excel таблицах.
Потеря конкурентоспособности
Потеря конкурентоспособности может быть связана с неготовностью быстро реагировать на изменения рынка. Консервативный подход компании, не позволяющий оперативно адаптироваться, делает ее менее гибкой и, как следствие, менее конкурентоспособной.
Кроме того, компания может отставать от конкурентов, которые используют аналитику для оптимизации своих процессов. Благодаря аналитике, бизнес может предлагать более низкие цены, более быструю доставку и более высокое качество обслуживания, что делает услуги и сам бизнес более привлекательными для клиентов и, как следствие, более конкурентоспособными.
Снижение удовлетворенности клиентов
Проблемы с поставками, задержки и ошибки в заказах — все это часто становится следствием отсутствия автоматизации процессов и аналитики. Клиенты, которые столкнулись с подобными проблемами, испытывают неудовлетворенность и могут потерять доверие к компании, что, в свою очередь, ухудшает ее репутацию.
Кроме того, консервативный подход, который не опирается на аналитику, не позволяет обеспечить индивидуальные потребности клиентов. Выявить их без анализа больших данных практически невозможно. Например, без аналитики бизнес не способен организовать доставку в удобное для клиента время или предоставить специальные условия доставки — это повышает риски потери клиента.
Преимущества аналитического подхода к логистике
Внедрение современных аналитических методов и инструментов в логистику позволяет перейти от традиционного подхода к научно-обоснованному, который приводит к значительным преимуществам.
Оптимизация процессов
Аналитика играет ключевую роль в оптимизации логистических процессов — она позволяет компаниям управлять запасами и прогнозировать спрос более эффективно. Анализируя исторические данные о продажах, сезонности и других факторах, компании могут точнее прогнозировать будущий спрос и оптимизировать управление запасами, снижать риск переизбытка или недостатка товара.
Используя данные о дорожных условиях, расстоянии, времени и расходе топлива, аналитические системы, применяемые в логистике, определяют оптимальные маршруты доставки. Это позволяет сократить время в пути и снизить затраты на логистику, более точно определять время прибытия машины — для погрузки или разгрузки.
Аналитика также применяется для повышения эффективности складской логистики. Например, WMS позволяет оптимизировать размещение товаров на складе, качественно управлять запасами и перемещением товаров, что снижает стоимость складских операций и увеличивает скорость работы сотрудников.
Использование аналитики позволяет идентифицировать и устранить ошибки в логистических процессах, которые могут возникать из-за неправильного прогнозирования спроса, неэффективного использования ресурсов и других факторов. Это повышает прибыль.
Повышение конкурентоспособности
Благодаря аналитическим инструментам компания может оперативно реагировать на изменения в спросе, предложении и других факторах рынка, что делает ее более гибкой и конкурентоспособной.
Использование аналитики в логистике может дать компании значительное конкурентное преимущество за счет улучшения эффективности и снижения издержек. Это позволяет предлагать более конкурентные цены, более быструю доставку и более высокое качество обслуживания.
Примеры успешного внедрения аналитики в логистике
Многие мировые компании уже успешно внедрили аналитику в свою логистику и получили значительные преимущества:
- Amazon использует Big Data для анализа покупок клиентов, что позволяет оптимизировать управление запасами и доставку. Также компания применяет алгоритмы машинного обучения для предсказания спроса и оптимизации маршрутов доставки.
- Walmart использует цифровые инструменты для оптимизации цепочек поставок. В Центрах обработки заказов инновационные сервисы компании на основе большого объема данных принимают решения по объединению мелких заказов, чтобы сократить количество грузовых машин на дорогах и снизить затраты на доставку.
В российском бизнесе можно видеть успешные примеры цифровизации бизнес-процессов в логистике у крупных компаний. Так «Почта России» внедрила платформу для анализа больших данных и оснастила собственный автопарк модулями, которые в режиме реального времени собирают информацию с разных датчиков и передают в ЦОДы (центры обработки данных). На основании этого компания может оптимизировать маршруты, планировать техобслуживание, прогнозировать расход топлива, чтобы снизить затраты на эксплуатацию автопарка.
Один из крупнейших грузоперевозчиков — «Деловые Линии» — давно в своей работе использует большие данные. Так получение информации с транспорта и GPS-трекеров помогает видеть манеру вождения водителя и формировать рекомендации по оптимальному поведению на дороге. Также аналитические инструменты применяются для прогнозирования: прежде чем открыть склад или распределительный центр в компании запускают цифровую модель, которая определяет оптимальное размещение грузов в конкретной локации. Это помогает компании понять, стоит ли инвестировать в строительство объекта или можно его просто арендовать.
Другой крупный грузоперевозчик, СДЭК, автоматизировал разработку маршрутов для курьеров при помощи ИИ и нейросетей. Алгоритмы определяют код и назначение грузов, анализируют пробки, возможные подхваты заказов по пути, расход бензина, время в пути. В результате этого проекта удалось оптимизировать маршрут для курьеров на 15%, понимать загрузку сотрудников и какое их количество необходимо в конкретный день.
В современном динамичном мире консервативный подход к логистике не имеет места. Игнорирование возможностей, которые предоставляют аналитические инструменты, грозит серьезными потерями: увеличением затрат, снижением удовлетворенности клиентов и т.д. Переход от бумаги к аналитике — это необходимое условие для развития современного бизнеса.
Фото freepik.com
Рекомендуем:
Популярное
Погибли 23 человека: годовщина авиакатастрофы с ИЛ-12 под Новосибирском
Эксперт из Новосибирска рассказал о том, будет ли мобилизация в декабре 2024
Троллейбус с пассажирами впечатался в самосвал в Дзержинском районе Новосибирска
Депутаты Госдумы: кто из россиян получит 13-ю пенсию
Стихийный мемориал появился на месте ДТП в Новосибирске, где погиб малыш
Последние новости