Суббота, 27 апреля 2024

ЦБ

$ 92.01

98.72

BRENT

$ 89.33

/

8219

RTS

1186.79

16+

+16

  • 09 октября 2021 09:05
  • Новость

Рост цен на картофель в Новосибирске: спекуляция или реальный дефицит?


Лента новостей

Картофеля в Новосибирской области сажают мало, и большая часть уходит на экспорт. Едят же сибиряки в основном привозную картошку, которая в этом году взлетела в цене на 25-75 %

Фото Густаво Зырянова, Сиб.фм; MK.ru

Корнеплоды в последние годы не пользуются большой популярностью у аграриев региона – если зерновые традиционно занимают миллионы гектаров, то на овощи и картофель приходится всего 3,5 тысячи га. Добавить к этому нестабильные климатиченские условия, потери при хранении и взрывной рост экспорта, – и вот дефицит, который регулирует цены на прилавках и остаток в кошельках новосибирцев.

Мало посадили

В 2021 году вся посевная площадь Новосибирской области составила 2 млн 306 тыс. га, увеличившись на 40 тыс. га к 2020 году. Зерновые и зернобобовые культуры посеяли на площади 1 млн 496,7 тыс. га, и, а картофелю и овощам досталось  только 3488 га (+38 га к 2020 году). Выращивают картофель СХП, КФХ и ИП, портал Агросервер показывает 13 хозяйств, которые выращивают  картофель на коммерческой основе, также BFM-Новосибирск запросил данные в новосибирском минсельхозе.

В целом в последние годы овощи открытого грунта не являлись приоритетом мер государственной поддержки, как следствие снижено производство картофеля практически по всем регионам Сибири. При этом картофель остался востребованной экспортной культурой.

К тому же в этом году аграрии оказались не в лучшем положении из-за климатических условий в СФО, и в стране в целом. Повлияли жаркое лето и затяжные дожди осенью, и картофель в этом году уродился не достаточно хорошего качества. По итогам сезона сельхозпроизводители фиксируют снижение урожайности на 15-20%. 

С этим и связывают специалисты дефицит и низкое качество картофеля, которое заметили покупатели в торговых сетях Новосибирска. Так, портал МК Новосибирск сообщал о дефиците картофеля в супермаркетах сети "Ярче" и "Мария-Ра" и дорогом (за 59 рублей кило) – в других магазинах. Такой ассортимент обычно предлагают весной, когда закончился старый урожай, но сейчас октябрь. Скорее всего, дефицит временный и скоро все новосибирские магазины будут предлагать новый урожай. Но цены станут выше, – в этом уверены большинство опрошенных продавцов.

Много вывозим

Сибирь нарастила темпы экспорта картофеля – и все, что могло бы попасть на столы потребителей, отправляется за границу. Вместо своей картошки осенью новосибирцы будут есть привозную – из Египта, Закавказья и Средней Азии.

«Категория картофеля (охлаждённого и свежего) выросла с 393 тыс. тонн 2013 году до 805 тыс. тонн в 2020-м году - на 105%. Основными странами для экспорта из Сибири стали Азербайджан 72,5%, Узбекистан 18%, Казахстан 6,1%, Монголия 1,7% и Таджикистан 0,9%», – поделились аналитики холдинга «РусАгроМаркет».

Семенной картофель сформировал новую перспективную категорию с более высокой добавленной стоимостью. Эта категория выросла с 783 тонн в 2013 года до 303 тыс. тонн в 2020 году. Ключевыми странами для экспорта семенного картофеля являются Азербайджан и Казахстан.

Категория семенной картошки позволяет зарабатывать российским производителям, однако возникает вопрос целесообразности реверсивных потоков уже товарного картофеля, в первую очередь из регионов Закавказья и Средней Азии.

Отрасль нуждается в развитии необходимой инфраструктуры, которая может появиться только в сотрудничестве экспертного сообщества, бизнеса и государства.

Отдали последнюю картофелину на экспорт

Текущий сезон продемонстрировал дефицит по картофелю и корнеплодам в целом. В июне-июле, когда российский картофель еще копать не начали, а привезенный египетский уже закончился, российский картофель из хранилищ успешно реализовывался на экспорт, в первую очередь страны CIS и Китай. В результате на внутреннем рынке возник ярко выраженный дефицит. Картофель из Азербайджана, Грузии и в меньшей степени Дагестана, заместил открывшуюся брешь.
При этом цены на картофель взлетели на 25–75%, что сразу же отразилось на кошельке потребителя.

Не умеем хранить

Кроме малых площадей и ограниченного урожая, зависимости от климатических условий,  экспорта, который уводит весь урожай у потребителей, в сфере есть еще одна проблема. Причем, общая для всех регионов – нехватка качественных хранилищ. В результате неправильного хранения можно потерять до трети урожая, – а это финансовые потери для сельхозпромышленности и выросшие цены для конечного потребителя.

«Потери картофеля при хранении составляют до 30% от заложенного урожая. ОРЦ (оптово-распределительный центр) — это инфраструктура, которая создается в первую очередь для поддержки сельхозпроизводителей и позволяет им хранить любые овощи «борщевого набора» до следующего сезона. Таким образом, хозяйства могут заранее контрактовать площади под хранение, увеличивать посевы и наращивать производство овощей. И, как следствие, практически не зависеть от сезонности и климатических условий», – рассказал главный управляющий директор холдинга «РусАгроМаркет» Леонид Шляпников.

Дефицит картофелехранилищ и овощехранилищ является общей проблемой для всех регионов России. Он стал результатом развала всесоюзной системы, которая активно развивалась в СССР с 1985 года и полностью остановилась после 1991 года. Остатки системы были акционированы, перестали поддерживаться государством как единой системы сохранения продукции для обеспечения населения. 

В результате на рынке возник серьезный дефицит, нестабильность поставок и взлет цен, бьющий по российскому потребителю.

Решать проблему нужно с разных сторон – и это потребует системного подхода к развитию картофелеводства в России. Товарный картофель сейчас составляет около 80% товарооборота, и совместные действия будут способствовать прибыльной и сбалансированной отрасли картофелеводства, когда селекция семенного материала приносит свои плоды, а запасы товарного картофеля управляются эффективной сетью овощехранилищ и ОРЦ.

Весной этого года холдинг «РусАгроМаркет» запустил оптово-распределительный центр в Новосибирской области, который в перспективе станет частью сети. В компании считают, что ключевыми зонами в России для создания новых и развития действующих мощностей ОРЦ являются трансграничные регионы: Северо-Запада, Юга, Урала и Дальнего Востока.

Одной из главных задач пилотного проекта является применение современных и эффективных технологий хранения, необходимых запасов и доставки корнеплодов до конечного потребителя. Созданный на базе ОРЦ маркетплейс обеспечит эффективное управление стоками продукции и обеспечит доступ производителей и розничных сетей к внутренним и внешним рынкам, в зависимости от конъюнктуры.

поделиться

поделиться


Популярное