- 03 января 2025 13:20
- Новость
Новосибирский психотерапевт Игорь Лях проанализировал героев новогодних фильмов
Лента новостей
Профессиональный анализ с детства знакомых и любимых персонажей может обескуражить и удивить, но при этом почти гарантированно сделает очередной просмотр фильмов более интересным
Фото BFM-Новосибирск, скриншоты с сайта kinopoisk.ruНовогодний набор фильмов, которые смотрят российские семьи, с годами меняется не сильно. Телеканалы пытаются «разбавлять классический коктейль» новым кино, но у него практически нет шансов сместить с новогоднего пьедестала, например, «Иронию судьбы, или С легким паром!». Известный новосибирский психотерапевт Игорь Лях по просьбе BFM-Новосибирск пересмотрел фильмы, которые по результатам опросов входят в новогодний перечень, и описал их героев с профессиональной точки зрения. В список по понятным причинам не вошли сказки и эксцентрические комедии, а вошли «Ирония судьбы», «Служебный роман» и «Один дома». 31 декабря, 1 и 2 января их показывали по нескольким каналам. Эти же фильмы зрители искали в онлайн-кинотеатрах.
«Ирония судьбы,или С легким паром!». Инфантильный Лукашин, алкоголик Ипполит, сильная мама
Главный герой фильма, Женя Лукашин в исполнении Андрея Мягкова, уже не раз был объектом различных разборов. Но интересно, что со временем оценки несколько меняются. Сейчас взрослый мужчина, вполне состоявшийся в профессии, но не решившийся на создание своей семьи, – частое явление. Жизнь с родителями до 30 и даже до 40 лет обществом тоже не порицается.
«Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» вышел на экраны в 1975 году. И фактически является очень интересным исследованием, потому что, действительно, к 70-м годам определенные социальные явления стали очевидными, и некоторое количество детей, которые жили с матерями долгое время, обратили на себя внимание. В то время быть холостяком, долгое время жить с мамой – всё это носило слегка негативный характер, – объясняет Игорь Лях. с И в фильме мы видим, что молодой мужчина, который планирует сделать предложение своей девушке, оказывается неспособным на этот шаг. Лукашин проявляет слабость, он не готов формировать свою жизнь, свою будущность. Да, такие мужчины были во все времена. В каком-то смысле здесь повторяются более ранние сюжеты, например, тот же «Обломов». Слабость Лукашина связана с тем, что у него нет опыта принятия серьёзных решений, опыта ярких действий. И он побаивается женщину, потому что его мама, с которой он живёт всю свою жизнь, женщина с сильным характером, она – главный человек в его жизни. Роль мамы прекрасно сыграна. Это второстепенный персонаж, у нее мало реплик, но их оказывается достаточно, чтобы показать ее характер.
Сейчас такие сценарии в жизни разыгрываются довольно часто: единственные дети родителей, оказываются в сложной ситуации в своем, прежде всего, подростковом возрасте. Далеко не у всех разворачиваются протесты, подростковый кризис. А потом эти дети зачастую действительно становятся неотъемлемыми членами своих родительских семей. Даже несмотря на регулярные усилия родителей как-то поменять их жизнь всё так и остается. В результате молодой человек пребывает в своего рода законсервированном состоянии. Его психика останавливается там, где развитие важнее всего – в области социальных взаимодействий. Молодые люди избегают этого взаимодействия и продолжают жить в прекрасных оранжереях, созданных руками своих родителей».
Антагонист Жени Лукашина – Ипполит, которого играет Юрий Яковлев, – персонаж противоречивый. Зрительские оценки этого героя диаметрально противоположны: одни считают Ипполита надежным мужчиной, которого главной героине не стоило менять на Лукашина, другие видят в нем истеричного ревнивца и скрытого тирана. Профессиональная оценка этого персонажа еще более беспощадна.
«Кроме всего прочего можно сказать, что Ипполит – алкоголик. Мы видим его в состоянии алкогольного опьянения один раз, но этого вполне достаточно. Его поведение в этом состоянии радикально отличается от поведения в трезвом состоянии. Он зависимый человек. Он зависит не только от химического вещества, он зависит от других людей, от мнения окружающих. И вот эта его ранимость, великолепно сыгранная Яковлевым, выдает в нем интеллигентного, совестливого алкоголика. Это хорошо известный многим типаж, и в литературе он тоже описан», – говорит Игорь Лях.
«Служебный роман». Сталкинг, эффективные управленцы и снова алкоголизм
В фильме «Служебный роман» нет новогоднего фона, но это не мешает ему быть в праздничном списке. Его за новогодние каникулы по телевидению показывают несколько раз, а потом еще обязательно 8 марта. Он давно разобран на цитаты, а теперь еще и на мемы. У людей разных поколений он вызывает самые теплые чувства. Но если его смотреть в компании, то неизменно возникают споры о персонажах. Самые спорные – Юрий Самохвалов (Олег Басилашвили) и Ольга Рыжова (Светлана Немоляева).
«Создавая героя Самохвалова, авторы, думаю, хотели подчеркнуть его самовлюбленность и карьеризм как негативные черты. Но в 21 веке на этот персонаж многие уже смотрят другими глазами, – объясняет эксперт. – Самохвалов – преуспевающий человек, «успешный успех» – это его второе «я». Сейчас для карьериста, для руководителя всё, что делает данный персонаж, является нормальностью. Самохвалов знает, что он хочет, и каждый шаг его обдуман. У него отличные коммуникативные навыки, он дарит мелкие подарки, умеет найти подход к любому собеседнику. В его образе действительно была ирония, но эта ирония словно растворилась в 21 веке. Герои подобного рода сейчас у многих вызывают скорее зависть и уважение, чем саркастическую смешку. Массовое сознание было достаточно сильно изменено идеями успешности, обеспеченности. Он такой self-made человек. Он бы и в нынешних условиях отлично жил. Всё то, что сейчас изучают на тренингах, в бизнес-академиях и курсах предпринимательства, в Самохвалове присутствует.
Ольга Петровна Рыжова – персонаж проблемный. Ее поведение по отношению к Самохвалову можно назвать сталкингом. Она его преследует, выслеживает, пишет письма, сообщает ему о своем чувстве. У нее зависимость, но не алкогольная, а любовная. И во многом эта зависимость носит фантазийный характер. Она фантазирует о человеке, которого нет, которого, возможно, она себе придумала еще в юности, и пытается эту фантазию как-то размещать в действительности. И этот сюжет тоже очень точно подмечен авторами, сценаристами, режиссерами и актерами. Такие истории нередки, они действительно происходят в нашей жизни, и в любом большом коллективе что-то подобное действительно может разворачиваться. Но в жизни, конечно, все серьезнее. Потому что сталкинг – это разновидность насилия».
С главными героями «Служебного романа» тоже все не просто, но именно это делает фильм глубже и объемнее стандартных романтических комедий.
«Людмила Прокофьевна Калугина – очень сложный по характеру персонаж. Она молодая, ей всего 36 лет. Чтобы в таком возрасте настолько посвятить себя карьере, и настолько посвятить себя профессиональному какому-то достижению – для этого должны быть причины. Жаль, что не раскрыта история ее отца. Она великолепно воспитана, образована, иронична, она разбирается в людях. И все ее действия подчинены цели. Она – эффективный управленец. В середине фильма в результате какого-то душевного порыва она начинает нарушать все законы менеджмента, ведет себя совершенно ужасно и неправильно с точки зрения руководителя. Но именно этими слабостями она и показывает свою достаточно тонкую психическую организацию. Выглядит все так, будто ее человечность, способность к сочувствию на самом деле долгое время была замаскирована ролью, которую она играла в коллективе, и той ролью, которую коллектив создал для нее. И это тот самый социальный парадокс, когда коллектив начинает влиять на руководителя, ну и в результате происходит вот эта вот эксплозия.
Анатолий Новосельцев – очень противоречивый персонаж. Во-первых, он тоже алкоголик. Мы видим у него, очевидно, патологическое алкогольное опьянение. Выпив, он начинает вести себя агрессивно, развязно. Возможно, проблема связана с тем конфликтом, той психотравмой, которая произошла в момент, когда его супруга его оставила. При наличии множества благородных порывов, милой манере ухаживать, проявлять любовное чувство, он будто очень скован своими внутренними противоречиями. Я так и не понял, каков его реальный возраст. Новосельцев похож на мужчину в достаточно тяжелом кризисе среднего возраста. Он измучен дефицитом средств, рутинностью жизни, которую он проживает. Но при этом у него все-таки есть и самораскрытие, и развитие в характере. Что касается, Калугиной и Новосельцев как семьи, то финал полуоткрытый, позволяющий фантазировать. Для меня лично большой вопрос, возможны ли они как пара: целеустремленная, этичная, активная женщина и мужчина с двумя детьми, который до сих пор выглядел и вел себя как пострадавший, к тому же с некоторым количеством дурных привычек».
«Один дома». Комедия, она же социальная драма, в которой все неблагополучны
Американский фильм «Один дома» вышел на экраны в 1990 году. Россия его смотрит с 1993 года.
Считается, что «Один дома» стал частью синтетического культурного кода миллениалов. Игорь Лях называет его безжалостной комедией:
«Фильм «Один дома» рисует характеры совершенно безжалостно. У Кевина Макалистера безумный старший брат. И безумные родители. Они очень состоятельны, но это не делает их более доброжелательными. Фильм начинается с битвы характеров, когда ребенок оказывается долгое время лишен внимания. Он бунтует, воюет с матерью, в гневе сообщая о своем желании, чтобы все они исчезли. И затем практически весь проходит с идеей, что это сбылось и он стал главным внутри дома. Мальчик по-детски осмысляет и переживает произошедшие с ним изменения. Безусловно, это комедия, в которой персонажи наделены гротескными чертами. Но в каком-то смысле там есть элемент социальной драмы, которая рассказывает, что даже у очень состоятельных, у очень успешных людей дома все далеко не слава богу. Эти идеи вложены всегда во второстепенных или даже третьестепенных героев. Одна из сестер жалеет Кевина, говорит, мол, как он там один дома. Но это не встречает совершенно никакого сопереживания у окружающих ее членов семьи. Это характеризирует их как людей нездоровых, неблагополучных. Любой нормальный ребенок в ситуации, в которой оказался Кевин, будет искать помощи у знакомых взрослых. Здесь комедийная история разворачивается как раз на том, что ребенок так не поступает. И если каким-то образом примерять ситуацию к жизни, то вопросы, конечно, к взрослым, как у них в семье всё так вышло».
Ранее BFM-Новосибирск публиковал список из семи книг, которые библиотекари и книготорговцы рекомендуют для чтения на новогодних каникулах.
Рекомендуем:
Популярное
В Новосибирской области два человека умерли от клещевого риккетсиоза
Пенсии россиян ждёт двойная индексация: повышение в 2025 году утверждено Минтрудом
Последний рабочий день Анатолия Локтя на посту мэра Новосибирска: что он сказал коллегам на прощание
На новосибирской ГЭС оценили риски прорыва плотины и назвали зоны затопления
В Новосибирске выявили 15 школ, где ученики не говорят по-русски
Последние новости