Вторник, 07 мая 2024

• 26 апреля 2024 18:40

Открытие новосибирских учёных: неизвестное семейство белков

Результаты опубликованы в International Journal of Molecular Sciences

Фото: BFM-Новосибирск

Исследователи из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН (ИХБФМ) сделали важное открытие в области микробиологии. Об этом сообщает издание СО РАН "Наука в Сибири"

В ходе изучения бактериофагов, вирусов, поражающих бактерии, они обнаружили гены, кодирующие ранее неизвестное семейство белков. Эти белки, получившие название "тентаклины", предположительно играют ключевую роль во взаимодействии бактериофагов с бактериями-хозяевами.

Результаты опубликованы в International Journal of Molecular Sciences.

Открытие было сделано в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом, целью которого является разработка нового метода лечения язвенного колита. Учёные исследовали возможность использования бактериофагов и метаболитов бактерий для восстановления здоровой микрофлоры кишечника у пациентов.

Особый интерес исследователей привлекли бактериофаги, обладающие DGR-системой (diversity-generating retroelement). Эта система позволяет вирусам изменять гены, отвечающие за распознавание и связывание с бактериями. Благодаря этому, бактериофаги могут адаптироваться к изменениям на поверхности бактерий и находить своих жертв даже после их попыток "спрятаться".

С помощью биоинформатических методов и моделирования структуры белков, учёные исследовали гены-мишени бактериофагов и кодируемые ими белки. Оказалось, что эти белки имеют необычную вытянутую структуру, напоминающую бусы, и содержат лектиновый домен, что указывает на их способность связываться с определёнными рецепторами. Именно эта особенность подсказала учёным название "тентаклины", отсылая к щупальцам осьминога и белкам.

Существует несколько версий о функциях тентаклинов. Возможно, они помогают бактериофагам распознавать бактерии-хозяева и связываться с ними. Другая гипотеза предполагает, что тентаклины участвуют во взаимодействии бактериофагов с эпителием кишечника, позволяя им закрепляться на его поверхности.

Также не исключено, что тентаклины играют роль в коммуникации между бактериофагами и иммунными клетками организма, регулируя взаимодействие между бактериями кишечника и иммунной системой.

Учёные полагают, что детальное изучение структуры и функций тентаклинов, а также механизмов размножения бактериофагов, в будущем позволит разработать новые методы нормализации микрофлоры кишечника и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.