Воскресение, 30 марта 2025

ЦБ

$ 83.68

89.66

BRENT

$ 73.38

/

6140

RTS

1139.02

16+

+16

  • 26 марта 2025 11:30
  • Новость

В Новосибирске IT-эксперт объяснил, почему сбои Рунета будут продолжаться


Лента новостей

В марте в России произошло уже два масштабных сбоя, из-за которых на время стали недоступны многие интернет-сервисы, в том числе государственные. Среди пользователей популярны версии о том, что всё это шаги к еще более суверенному интернету

Фото BFM-Новосибирск

Жителям России надо быть готовыми к тому, что массовые сбои в работе интернет-сервисов будут продолжаться, и, возможно, станут более частыми – такого мнения придерживаются многие IT-эксперты. После сбоев, которые произошли 20 и 24 марта, Роскомандзор публиковал краткие комментарии, и в обоих случаях причиной назывались неполадки в иностранной серверной инфраструктуре. Пользователей не вполне устроил официальный ответ, на тематических форумах обсуждают усиление контроля и отработку схем блокировки. 

Заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» Руслан Пермяков в интервью BFM-Новосибирск рассказал о том, как ситуацию видят в IT-отрасли и какие перемены ждут Рунет. 

– Российские пользователи столкнулись с двумя масштабными сбоями в интернете. Произошли они буквально в течение нескольких дней. Стоит ли ждать, что дальше таких ситуаций будет больше? 

– С одной стороны, происходящее можно расценить как отработку каких-то смен и так далее. А с другой стороны, не надо забывать, что мы три года живем под санкциями, и у нас, очевидно, есть проблема с износом оборудования. Веерные отключения могут быть следствиями этого  износа. И, соответственно, у нас однозначно будут перебои с различного рода сервисами, системами и еще чем-то, вследствие того, что мы действительно зависим от иностранной аппаратуры и иностранного программного обеспечения. И вот эти истории последних дней с падением известных сервисов больше похожи на сбой, связанный  с какими-то проблемами в системах, которые поддерживают работоспособность сети интернет, чем на какие-то попытки Роскомнадзора управлять процессам или блокировать какой-то трафик.

Когда случился сбой 24 марта, моя первая мысль была, что это может быть целенаправленная атака, отказ обслуживания сервисов, которые пользуются спросом в России. Но дальше стало понятно, что это вероятнее всего какой-то технический сбой на уровне проброса конфигурации сети, управления виртуальными сетями, системами виртуализации распределенных дата-центров и так далее. И только в последнюю очередь у меня возникла мысль, что это может быть связано с какими-то упражнениями Роскомнадзора.  

Еще одна возможная причина: могли переносить инфраструктуру с иностранных серверов на отечественные. То есть запустили там какой-то новый сегмент. И был момент, когда надо было перевести трафик с одного ресурса на другой. Что тоже может выглядеть снаружи именно так, что сервис недоступен. Потому что информация о новых серверах по интернету распространяется не мгновенно. Требуется какое-то время, чтобы там все таблицы маркетизации, роутеры и все остальное пришло в единое согласованное. И в этот момент могут возникать проблемы с доступом к сервисам.

Отвечая на вопрос о возможности масштабных сбоев в дальнейшем, я говорю да, у нас будут проблемы с доступом к сервисам. И они связны, скорее всего, с износом оборудования.

– Может ли Россия кардинально решить проблему зависимости от иностранного оборудования?

– Ни у одной страны в мире не полностью своего оборудования. Важно понимать, что современное оборудование, оно настолько дорого в разработке, что рынок одной страны не в состоянии обеспечить рентабельность такого производства. Именно поэтому нет американских решений, нет китайских решений, есть совместные решения. Я всегда привожу примеру такой: потребителей оперативной памяти на планете Земля хватает, только на два высокопроизводительных завода в Малайзии. Третьему, места нет, потому что его постройка никогда не окупится. Вот и поэтому говорить о суверенности, о национальной независимости в IT-технологиях практически невозможно.

У нас был момент, когда в 2022 году было сказано, что мы построим там свою историю с производством оборудования. А это не смог сделать даже Китай, у которого 2 миллиарда жителей, и это самый большой рынок IT. Даже его не хватило на том, чтобы сделать полностью суверенные решения. Как сказал Дмитрий Медведев в одном из интервью пару лет назад, когда как раз дискуссия была в обществе, что суверенитет — это не тогда, когда все производится в твоей стране, а когда любая страна не сможет отключить твой айфон, потому что он не суверенный. То есть когда мы понимаем, что мы можем пользоваться сервисами, пускай даже это будут там индийские, китайские сервисы, но у нас есть альтернатива, и поэтому там если одна страна как-то поведет себя неправильно, неадекватно, как это было сейчас, то мы точно понимаем, что мы не лишимся в принципе сервиса, мы просто заменим одно на другое. 

С точки зрения суверенности мы сейчас находимся в достаточно хорошей ситуации.  У нас есть старые запасы того же американского оборудования и у нас есть альтернатива в виде там того же самого оборудования китайского производства. И, в принципе, мы как-то сбалансировали историю. И стресс-тесты, которые были там, по-моему, года полтора назад, когда мы симулировали отключение России от интернета, показали, что экосистема интернета и основные сервисы, которые важны для государства, ну, в том числе, госуслуги, платежи, управление там какими-то критическими объектами они суверенны, и их просто так остановить нельзя. Но полной независимости при текущем уровне технологического развития, когда все настолько сложно и дорого, практически невозможно достичь ни одной стране. Это очень сложные проекты, очень дорогие, они требуют массы уникальных компетенций, которые в одной стране никогда не соберется.

– В момент массовых сбоев недоступны были сервисы как отечественные, в том числе и государственные, так и зарубежные. И когда речь заходит именно о зарубежных, пользователи уже привычно начинают говорить о блокировках, о том «скоро будет как в Китае». Как это можно прокомментировать? 

– Если мы говорим про иностранные сервисы, то здесь мы будем сталкиваться тоже с возникающими перебоями или вообще исчезанием сервисов, связанное с тем, что мы наблюдаем национализацию интернета. И это не только в России происходит, но и в других странах. Государства начинают воспринимать данные как важный стратегический ресурс, который надо охранять, и который надо контролировать. Национализация интернета запущена давно и не нами. Мы к этому процессу присоединились. Наиболее выражено эти процессы происходят в Китае. Так же можно посмотреть как Европа сейчас очень много делает для того чтобы появился европейский интернет, и он будет совершенно не такой, как мы привыкли.

И самое главное, что, к сожалению, мы понимаем, что если раньше интернет был этой историей про доступ к данным, доступ к информации, то сейчас Интернет рассматривается, в том числе и как средство идеологической обработки населения, и поэтому страны хотят видеть, понимать, какая информация доходит до их граждан. 


Популярное