Пятница, 26 апреля 2024

ЦБ

$ 92.13

98.71

BRENT

$ 89.48

/

8243

RTS

1178.69

16+

+16

  • 13 августа 2021 15:05
  • Интервью

ФНС и Минфин готовят поправки в закон о ККТ, которые изменят цены и привычки покупателей


Лента новостей

Продавцам уличных палаток пока что достаточно только документов на торговлю, но уже в следующем году они будут обязаны выдавать покупателю кассовый чек

Фото Густаво Зырянова

В Новосибирске начали внедрять новый механизм, который должен очистить улицы от нелегальных торговцев – у продавцов без разрешительных документов будут изымать и удерживать продукцию до тех пор, пока владелец точки не предоставит документы на товары и на торговлю.

Возможно, уже в следующем году только документов будет недостаточно – всех продавцов обяжут иметь кассовые аппараты и выдавать покупателям чек. Соответствующие поправки  в законы «О контрольно-кассовой технике», «О розничных рынках», а также КоАП готовят ФНС и Минфин России. Об ужесточении правил применения контрольно-кассовой техники на рынках и легализации рыночной торговли BFM-Новосибирск поговорил с юристом, директором юридической фирмы «Ваш Метод» Алексеем Гадбиным.

Кого коснется усиление контроля за контрольно-кассовой техникой?
В основном изменения коснутся объектов малого предпринимательства, розничной и мелкооптовой торговли на нестационарных объектах: рынках, ярмарках, других открытых площадках, предусмотренных законом о рынках и ярмарках.

Зачем понадобились эти поправки?
Действующий сегодня закон о контрольно-кассовой технике был принят в 2003 году и уже не соответствует текущей действительности. Он разрешал не использовать кассовые аппараты компаниям, которые работают на площади менее пяти метров и продают то, что сами произвели. В эту нишу старались зайти огромное количество арендаторов рынков, чтобы снизить налоговое бремя. О том, какие это объемы, можно судить по официальной статистике: оборот розничной торговли в РФ в 2020 году составил 33,555 трлн рублей, и только 4,7% из них приходится на розничные рынки, остальной оборот формировался за счет предпринимателей и организаций, торгующих вне рынка. Это бешеные налоги, которые потерял бюджет. 

В чём суть изменений?

Во-первых, в законе четко выделили группы, которые могут не применять контрольно-кассовую технику. Во-вторых, прописали обязанность арендаторов предъявлять управляющей компании документы на наличие контрольно-кассовой техники при заключении договора аренды. В-третьих, управляющая компания будет обязана контролировать наличие ККТ у арендатора в любой момент срока аренды. Также документ вводит упрощённый порядок привлечения продавцов розничного рынка к ответственности, чтобы быстрее и эффективнее бороться с нарушителями. 

РЫНКИ И ТЦ СРАВНЯЮТСЯ ПО ЦЕНАМ


От нововведений есть польза обычным покупателям? Как скажется это на ценах и на доступности товаров?

Я уверен, что поправки помогут сформировать общие конкурентные условия и более-менее одинаковые рыночные цены. Пока нельзя однозначно утверждать, насколько вырастут цены на рынках, потому что не понятно, какова их реальная маржинальность.

Арендатор торгового центра оплачивает аренду и услуги обслуживающих организаций, платит налоги и официальную зарплату – и имеет некую доходность. Если из этой доходности убрать налоги, достойное обслуживание торговой точки, заменить «белую» зарплату на «черную» – то получится финансовый результат предпринимателя на рынке, и логично, что он окажется выше, чем в ТЦ. После введения требований ККМ эти финансовые результаты просто сравняются и возникнет честная конкуренция.

Опыт жизни в нашей стране подсказывает, что любые дополнительные затраты продавцы в итоге дополнительно включают в цену, не желая уменьшать свою маржу.

Я позволю с вами не согласиться в этом вопросе. За последние пять лет страна кардинально изменилась. И во многих секторах платить налоги и белую заработную плату стало просто правилом, чего не было буквально пять-семь лет назад. Удорожание процессов, на мой взгляд, связано с инфляцией, а не с оплатой налогов.

Меняются также потребительские настроения: мы понимаем, что лучше иногда переплатить, но взять более качественный товар с гарантией. И когда у потребителя будет выбор – купить товар на барахолке с худшим сервисом или по такой же цене в более «сервисном» месте, - они выберут второй вариант. Так что рынки по-прежнему смогут конкурировать ценой, потому что у них меньше расходная часть на обслуживающий персонал и квадратный метр аренды.

ДВОЙНОЙ КОНТРОЛЬ

Вы упомянули управляющие компании. При чем тут они? 

Для каждой отрасли существуют свои нормативы предоставления услуг. Если мы говорим о складах, то обязаны обеспечить соблюдение пожарной безопасности, экологической безопасности, и так далее. В торговой отрасли, если люди берут на себя ответственность организовывать розничную торговлю, обслуживание населения через предоставление торговых мест, то они должны обеспечить безопасность ГО и ЧС, пожарную безопасность, и таким же образом налоговую безопасность. 
Поэтому раз уж взялись за организацию торговой площадки, будьте добры соблюдать все правила и нормативы, которые на вас возлагает законодатель, – во благо вашего потребителя.
Сейчас управляющие компании зачастую демонстрируют незаинтересованность, а зачастую и сопротивление процессу легализации рыночной торговли. В некоторых случаях им даже выгодно отсутствие ККМ у арендатора, потому что они могут получать какой-то процент неучтённых доходов арендатора в качестве вознаграждения сверх аренды.

С введением поправок управляющие компании будут ответственны за то, что на их площадке работает предприниматель без кассового аппарата?

Да, и это цивилизованный подход. Важно, что ответственность ложится не только на арендатора, но и на саму УК, которая сдаёт торговые площади. За отсутствие контрольно-кассового аппарата на точке или заключение договора с управляющей компанией без соответствующих документов на контрольно-кассовую технику вводятся штрафы. Для физических лиц – порядка 45-50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – 350-800 тысяч рублей, и юрлиц – 450-800 тысяч рублей. Законодатель старается это сделать лояльно, и первые случаи ограничатся предупреждением.

ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ РЫНКОВ 

В Новосибирске по-прежнему существует такой формат, как «барахолка под крышей». Их покупатели тоже должны получить чек?

Да, безусловно, где бы они не совершали эту сделку. Любая разрешённая торговля будет предполагать наличие контрольно-кассовой техники как минимум для решения вопросов в рамках закона о защите прав потребителя. Потому что в ином случае потребителю будет очень сложно доказать свою правоту в этой сделке.

Основными клиентами рынков являются люди низкой финансовой защищенности, которые наиболее уязвимы. Поэтому требование использовать кассовые аппараты – это забота об их здоровье, безопасности и даже финансовой защищенности, потому что социальные пособия формируются из налоговых отчислений в бюджет.

Что можно продавать без чека?

Только то, что произведено этим субъектом предпринимательства. Норма не распространяется на физических лиц и производителей товара, который они продают. Назовем их ремесленниками.

То есть творог и сметану с домашнего подворья можно будет продавать без кассового аппарата?

Я думаю, этот вопрос еще законодательно отрегулируют. Если мы говорим о домашнем подворье, то это одна-две коровы, которые дают определенное количество товара. Но когда речь идет о том, что кто-то скупил этот товар оптом и продаёт его в розницу, он должен нести полную ответственность, в том числе и налоговое бремя.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ

Приобретение контрольно-кассового аппарата, его обслуживание…В какую сумму могут обойтись предпринимателю нововведения?

Сейчас есть разные предложения от банков, которые готовы предоставлять контрольно-кассовую технику в том числе в рассрочку, это позволяет минимизировать входящую стоимость контрольно-кассовой техники.

Российская промышленность готова к тому, что в ближайшей перспективе ей придётся выпустить на рынок сотни этих контрольно-кассовых аппаратов?

В текущей экономике российская промышленность, мне кажется, готова абсолютно ко всему. Она готова производить, перепроизводить и наполнять рынки. Мы начали быстро перепрофилироваться, промышленность начала слышать потребность рынка. К тому же на рынке есть иностранные поставщики контрольно-кассовой техники.

Помимо производственных вопросов, есть ещё вопрос программного обеспечения и качества связи. В предыдущие годы при запуске очередной реформы мы видели, что налоговые службы и другие госструктуры технологически не подготовлены к масштабному внедрению новых изменений.

Технологически мы уже шагнули в будущее, и налоговая инспекция не исключение. Более того, глава Министерства обещал ввести механизмы, когда налогоплательщик даже не будет думать, сколько ему заплатить, налоговая инспекция уже чётко и внятно ему всё посчитает. Что касается провайдеров связи, на закрытых площадках рынков нет никакой проблемы создать качественный канал связи для осуществления передачи информации.

Есть ли какой-то прогноз по срокам принятия решения и по срокам внедрения этого решения?

Я думаю, что изменения будут вводиться со следующего года. До конца текущего года инициативы ФНС и Минфина приведут в тот вид, в котором это будет удобно и работоспособно.

Есть ли какой-то, какой-либо минус в этой предполагаемой реформе? Какие-то негативные последствия, которые вы могли бы предположить?

Я допускаю временное удорожание товаров на рынках из-за того, что продавцы попытаются переложить налоговое бремя на потребителей, не отдавая себе отчет, как они на это отреагируют. Потребитель в ответ на удорожание скорее всего уйдет в торговые центры, и рынки будут вынуждены прийти к какой-то равновесной цене и разделить эти расходы между потребителем и бизнесом. Это единственная проблема, которую я вижу, плюсов значительно больше.

поделиться

поделиться


Популярное