Суббота, 27 июля 2024

ЦБ

$ 85.57

93.26

BRENT

$ 80.55

/

6892

RTS

1102.01

16+

+16

  • 11 декабря 2023 18:05
  • Новость

Потеря товаров и неправомерные штрафы: юристы рассказали об исках новосибирских бизнесменов к Wildberries и Ozon


Лента новостей

Количество исков к крупнейшим маркетплейсам растет во многих российских регионах. Эксперты считают, что кардинально изменить ситуацию сможет только специальный закон

фото пресс-службы Почты России

Юристы назвали причины исков компаний и индивидуальных предпринимателей к крупнейшим российским маркетплейсам. Малый и средний бизнес считает, что гиганты отечественной интернет-торговли выставляют необоснованные штрафы и часто теряют товар. 

Значительная часть исков от селлеров, в том числе и новосибирских, к маркетплейсам, рассматриваются в Арбитражном суде Московской области. Специально для BFM-Новосибирск московская юридическая компания рассказала о типичных историях селлеров и судебной практике по электронной торговле. 

«64% споров, которые поступают к нам в работу, связаны с необоснованными штрафами селлерам, 27% – с взысканием убытков за потерянный маркетплейсом товар. И только 9% приходится на нестандартные споры – говорит основатель юридической компании SKEYLO Эмиля Егиазарян. с Чаще всего селлеры обращаются к нам для разрешения вопроса с Wildberries. В Арбитражном суде Московской области, где уже сформирована «практика электронной коммерции» - 7 судей, которые рассматривают споры, связанные с маркетплейсами».

Юристы объясняют, что у продавцов на любом этапе взаимодействия с электронной площадкой: от поставки товара на склад и хранения до возврата от клиента. В досудебном порядке решить вопросы получается далеко не всегда. 

«К примеру, во время поставки товар может быть потерян: селлер завозит 1 000 единиц, а принимается всего 600. Оставшиеся 400 единиц товара теряются. Маркетплейс отказывается проводить сверку и рассматривать подобные претензии селлеров в досудебном порядке. Потому продавцы в таких случае обращаются за взысканием убытков в размере рыночной стоимости товара в суд, – объясняет Эмиля Егиазарян. – Другой пример: при транспортировке и хранении товара тарифы рассчитываются исходя из его габаритов, они замеряются на маркетплейсе. Здесь селлеры часто сталкиваются с тем, что сотрудники Wildberries неправильно замеряют товар, и площадка начисляет штраф за «занижение фактических габаритов». Его тоже приходится оспаривать в суде».

фото Freepik с сайта ru.freepik.com

Также на известном маркетплейе есть много штрафов, связанных с использованием «серых» способов продвижения селлеров - самовыкупы, кешбеки за отзывы, использование «маркетинговых» надписей на товаре «ТОП» или «Лидер продаж». Иногда самовыкупы используются для недобросовестной конкуренции. Система штрафов, как объясняют в Wildberries, должна уменьшить риски. Тем не менее предприниматели и эти решения иногда пытаются оспорить в суде.

«В целом, наиболее остро на маркеплейсе стоит проблема штрафов и потерь товаров. Согласно пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах ООО “Вайлдберриз” 8,4 млрд рублей принесли площадке штрафы, они составили 2,6% от общей выручки компании за 2022 год, – говорит основатель юридической компании SKEYLO Ирина Проскурина. – При этом многие штрафы вызывают возмущение селлеров. Например, штраф за выявленные расхождения после приемки товара. Одна из его основных проблем – невозможно понять, за что штраф начисляют, Wildberries не дает какие-либо пояснения, не предоставляет доказательств. И даже если селлер хочет что-то исправить, чтобы избежать дальнейшего начисления штрафов, сделать это практически невозможно. Но уже есть положительная судебная практика по оспариванию данного штрафа: суды встают на сторону селлеров, подтверждая, что нельзя начислить штраф без доказательств».

Эксперты отмечают, что указанный маркетплейс предпринимает действия для улучшения ситуации со штрафами. Так, в 2023 году появился механизм «амнистии» штрафов за неотгрузку товара в случае, если личный кабинет продавца был взломан мошенниками. Ранее селлеры платили в этих случаях огромные штрафы. Но у селлеров и представляющих их юристов к работе маркетплейсов остается еще много вопросов. Проблему признают и на уровне федеральных министерств и ведомств. Именно поэтому возникла идея специального закона о маркетплейсах. Зачем он нужен, во время визита в Новосибирск рассказывал представитель федерального Минпромторга. 

фото Freepik с сайта ru.freepik.com

«Если мы посмотрим данные этого года, что увидим, что, например, в июль и августе 70% из всех интернет-заказов по рынку пришлось на маркетплейсы OZON и Wilberries, – сообщил заместитель начальника отдела  нормативно-правового регулирования внутренней торговли Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Артем Костылев. – Действительно, есть вопросы к ФАС. Сейчас какая-то методика у них отрабатывается в рамках пятого антимонопольного пакета в связи с растущей долей маркетплейсов, на которых сегодня размещается около 1 млн поставщиков, даже больше. И в основном, ориентировочно 80%, это сектор МСП. У них нет крупных ресурсов, административных, финансовых, чтобы бороться с этим мощным конгломератом.  Таким образом мы задаемся вопросом о государственном  регулировании.  Законодатели пришли к мнению, что все-таки необходим закон о маркетплейса. Во-первых, разработанный законопроект вводит понятие «маркетплейс», «владелец маркетплейса» и т. д., мы каждый день апеллируем этими понятиями, но в законодательстве этого нет. Второй важный момент – все условия договоров, оферт, штрафы, комиссии – все это должно фиксировано в общем доступе. В-третьих, все документы о взаиморасчетах должны предоставляться по заявке поставщика в течение 3-5 дней. Еще одно положение – условия договоров могут меняться один раз в год. Сейчас мы видим постоянные изменения, в месяц по 2-3 изменения – это необходимо исключать». 

Сами маркетплейсы скептически относятся к некоторым положениям указанного законопроекта. Особенно к вопросу фиксации условий (цен) на год. Участники рынка считают, что регулирование рынка маркетплейсов может привести к росту цен на товары.  Вопрос продолжает обсуждаться. 

Ранее BFM-Новосибирск рассказывал о том, как новосибирские компании выходят на крупные маркетплейсы. Также мы писали о том, как общественные организации предпринимателей пытаются отстаивать интересы селлеров
 

поделиться

поделиться


Популярное