Суббота, 04 мая 2024

ЦБ

$ 91.69

98.56

BRENT

$ 82.78

/

7590

RTS

1184.68

16+

+16

  • 25 января 2023 18:05
  • Интервью

«Уникальные особенности Новосибирска делают его непохожим на другие города» – интервью с Аленой Болквадзе


Лента новостей

Какие особенности концертного Новосибирска выделяют его на фоне остальных городов? Насколько изменилась сфера культуры и музыки за последние 30 лет? Что удалось сделать Новосибирской филармонии в 2022 году и с чем пришлось столкнуться? Об этом светскому обозревателю BFM-Новосибирск Ирине Мжельской рассказала заместитель директора филармонии Алена Болквадзе.

Алена БОЛКВАДЗЕ и Ирина МЖЕЛЬСКАЯ. Фото BFM-Новосибирск (Егор Тиммерман)

 

– Каким был 2022 год в жизни Новосибирской филармонии? Назовите проекты, ставшие самыми яркими и значимыми.

– Пожалуй, самым долгожданным для публики стал «Белый фестиваль» – это подтверждают и посещаемость, и великолепные отзывы. У нас получилось все, что мы задумывали. Далее я расскажу о нем подробнее. Не могу не отметить в самом начале этого интервью и четыре невероятных гастрольных тура Филармонического камерного оркестра. Наш оркестр увидели и услышали почти 6500 зрителей Улан-Удэ, Иркутска, Красноярска и Москвы.

Также назову Транссибирский арт-фестиваль, который, с одной стороны, уже стал традиционным, с другой стороны, по-прежнему продолжает нас удивлять и покорять. В нынешнем году он был достаточно обширным и включал в себя, например, «Па-де-де на пальцах и для пальцев» – авторскую программу примы балерины Большого театра Светланы Захаровой и всемирно известного скрипача Вадима Репина. Это необычный по своей красоте, музыкальности, звездности и впечатлениям семейный проект совместно с Филармоническим камерным оркестром.

Еще одно особенное представление в рамках IX Транссибирского арт-фестиваля  – это совершенно потрясающий спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату» с участием Юрия Башмета, Евгения Миронова и Новосибирского симфонического оркестра. Его подготовили специально для Новосибирска – такие проекты возможны только у нас благодаря фантастическому мастерству наших музыкантов, способных выступать на одном уровне с московскими и мировыми звездами.


Юрий БАШМЕТ и Новосибирский симфонический оркестр. Фото предоставлено Новосибирской государственной филармонией

Продолжая подводить итоги 2022 года, надо обязательно отдать должное двум проектам: группы LRK Trio и Филармонического камерного оркестра, Государственного квартета имени Бородина и московского видеоарт-художника Алексея Чоя с очень красивыми видеоинсталляциями. Из этого сотрудничества, организованного специально для Новосибирска, сегодня вырос проект «Семь слов Спасителя на Кресте», который будет проходить в Москве. Для нас подобный успех имеет особое значение.

– Всех ли запланированных артистов удалось привезти в Новосибирск?

– Да, всех. Мы достаточно многому научились во время пандемии, когда приходилось буквально на лету за несколько дней менять программы, коллективы и билеты, получать визы и заново договариваться. Новые условия приучили нас подстраховываться и прислушиваться к своей интуиции, проверяя, не срываются ли очередные гастроли. Это помогает избегать значительных финансовых и эмоциональных затрат, а еще, что не менее важно, не подводить ожидания публики.

С большим предвкушением мы ждали пианиста Бориса Березовского, который в итоге приехал больным, с высокой температурой. Но он заявил, что непременно хочет сыграть для новосибирцев, и, несмотря на тяжелое состояние, дал превосходный концерт. За столь роскошный подарок ему огромное спасибо.


Борис БЕРЕЗОВСКИЙ. Фото предоставлено Новосибирской государственной филармонией

И для Новосибирской филармонии, и для меня лично крайне важно знакомить зрителей с культурой и музыкой всех уголков нашей страны. Воронежская арт-фолк-группа группа «Абстрактор» – не все же нам привозить столичных гостей – поразила всех, кто пришел на выступление. Я очень рада, что ребята получили у нас много восторженных отзывов, в том числе даже стихотворных. Мало того, после этого их пригласили на крупнейший фестиваль в Санкт-Петербург. Уверена, что мы обязательно продолжим сотрудничество.

Разумеется, вожделенным проектом стал «Онегин» в уникальной постановке Натальи Семеновой – Пушкин, вечный Пушкин! Я мечтала, чтобы этот спектакль в стихах еще раз прозвучал в Новосибирске, и в ноябре к нам приехали играющие там любимцы публики – Сергей Чонишвили, Ирина Пегова, Сергей Шнырев и Даниил Страхов. И снова – восхищенные отзывы зрителей. Вообще, нам важно получать подобную реакцию, определенный фидбэк на наши действия. Мы всегда с любопытством знакомимся со всеми комментариями, будь то WhatsApp или соцсети, и радуемся, когда наши начинания попадают в десятку.

– У успеха есть и оборотная сторона, зачастую невидимая для публики. Какие программы в 2022-м дались вам наиболее тяжело?

– Самым трудным проектом оказались гастроли Филармонического камерного оркестра, посвященные 100-летию Московской филармонии, при поддержке юбиляра и «Всероссийских филармонических сезонов». Несмотря на то, что события происходили уже под конец пандемии, в начале февраля 2022 года, в Бурятии и Иркутске продолжали действовать жесткие ограничения и по QR-кодам, и по 50-процентной наполняемости залов, и даже по проживанию в отелях.

Буквально за пару дней до отъезда в Забайкальский край наше выступление отменила Читинская филармония. Пришлось на ходу перекраивать планы. На помощь пришла дирекция Бурятской государственной филармонии, которая в считанные дни организовала проведение еще одного, третьего, концерта. Причем коллеги умудрились продать его на аншлаг.


Филармонический камерный оркестр. Фото предоставлено Новосибирской государственной филармонией

Мы возили туда интересную программу с «Восемью временами года» и нашим замечательным концертмейстером Юлией Рубиной, а также очень значимую для молодежной аудитории Бурятии и Иркутска совместную программу с инди-рок-группой «Сезон дождей», весьма популярной в этих краях. Это чрезвычайно важный проект – пожалуй, впервые местная молодежь, максимально заполнив зал (все четыре концерта прошли при аншлагах), громко аплодировала таким организациям, как Московская государственная филармония, Новосибирская государственная филармония, Филармонический камерный оркестр Новосибирска. Дирижер Илья Дербилов и вовсе стал народным героем! Мы знаем, что многие коллеги до сих пор относятся к подобным проектам скептически, но поверьте, еще никогда публика не оставляла такого количества упоминаний об оркестре в социальных сетях.

Нам очень нравится Бурятия, мы любим Улан-Удэ и обожаем всех, кто работает в их маленькой, но очень профессиональной филармонии. Надеемся, что в будущем сможем предложить местным зрителям другие интересные представления.

– В начале нашей беседы вы обмолвились, что хотели бы сказать больше о «Белом фестивале».

– Не секрет, что в 2022-м был очень маленький «Белый фестиваль». Изначально, в 2014-м, он задумывался как разовое летнее мероприятие, на которое можно прийти в белых летних платьях и костюмах. Наша идея получила поддержку по всей стране, я увидела большое количество аналогичных проектов в разных вариантах. В Новосибирской филармонии он просуществовал неожиданно долго – в этом году состоялся восьмой по счету «Белый фестиваль», причем в виде нацпроекта, за что огромная благодарность Министерству культуры и правительству Новосибирской области.


«Белый фестиваль» оказался неожиданным долгожителем, отмечает Алена БОЛКВАДЗЕ. Фото Новосибирской государственной филармонии и BFM-Новосибирск (Егор Тиммерман)

Однако я считаю, что этот фестиваль достиг своего пика и должен либо уступить место другим, либо переформатироваться во что-то новое. На мой взгляд, все нужно заканчивать вовремя, пока не угас интерес общественности. Впрочем, не хочу быть категоричной – возможно, мы просто отдохнем и придумаем достойное продолжение. Посмотрим ближе к лету.

Главное, что была достигнута поставленная цель – это любовь зрителей к участникам и их ответная благодарность, широкий отклик далеко за пределами Новосибирска и большое количество желающих приехать на этот фестиваль.

– Чем был особенен 2022 год для концертной жизни Новосибирска, что выделяет его среди всех остальных?

– В первую очередь большими фестивалями и масштабными проектами. В нашем городе действуют две крупные государственные концертные организации – это «Сибирь-Концерт», возглавляемая невероятной Екатериной Ковалевой, человеком с фантастической энергетикой, и Новосибирская государственная филармония. Можно смело говорить, что благодаря этим организациям Новосибирск стал фестивальным городом, несмотря на сильную конкуренцию со стороны других российских городов. Но мы выделяемся размахом и значимостью, количеством концертов и участвующих в них звезд.

Никогда не устану повторять, что у Новосибирска есть то, чего больше нет ни у кого, за исключением столиц. Это уникальные особенности города – способность наших артистов и музыкантов выступать совместно на сцене со звездами любого калибра, возможность делать единственные в своем роде премьерные проекты именно для Новосибирска. Хотелось бы, чтобы эти черты сохранялись и в будущем.


Ирина МЖЕЛЬСКАЯ. Фото BFM-Новосибирск (Егор Тиммерман)

– В 2023 году будет 30 лет с тех пор, как вы пришли в Новосибирскую филармонию, начали работать в сфере культуры и музыки. Что изменилось за эти годы?

– За последние 30 лет изменилось очень многое, практически все. Преобразились мир, Россия, Новосибирск и Новосибирская филармония. Поменялись условия, в рамках которых существует концертная жизнь. И если треть века назад мы очень непросто выходили на европейский и азиатский рынки с нашими коллективами, сами начинали приглашать зарубежных музыкантов, понемногу открывали мир для наших зрителей, то сейчас мир стал теснее. Нет, он по-прежнему громаден, обладает множеством предложений, но при этом сжался благодаря приобретенной прозрачности.

Мы знаем практически всех игроков на нашем рынке, кто и как работает, от кого чего ожидать. Знакомы со всеми артистами, их привычками и гонорарами. Нам известно, в каких номерах любит жить тот или иной исполнитель, и райдерам мы уже не удивляемся. Нас не поразишь тем, что какой-нибудь исполнительнице по пути в номер требуются белые фрезии. Мы стали взрослее, накопили богатейший опыт.

Помню, как еще 20 лет назад на первом Международном музыкальном форуме в Москве все директора, их замы и менеджеры с интересом изучали опыт друг друга. Сегодня мы знаем друг о друге все, кто что делает или говорит. И выиграть сейчас можно лишь за счет огромной любви к зрителям и музыкантам. Только обладающие этими свойствами менеджеры и организации способны уверенно продолжать свою деятельность.


Алена БОЛКВАДЗЕ и Ирина МЖЕЛЬСКАЯ. Фото BFM-Новосибирск (Егор Тиммерман)

– Какие люди приходят сегодня в концертный менеджмент? Есть ли у них что-то общее?

– Люди приходят самые разные. Кто-то идет в концертный менеджмент за большими деньгами, полагая, что это очень легко. И, может, у некоторых в итоге даже что-то получается. Кто-то идет из-за большой любви к музыке, своим музыкантам и их таланту. Можно найти массу разных причин. Успешных менеджеров объединяет одно – взаимная честность и открытость в отношениях с артистами.

Самыми важными качествами концертного менеджера, помимо честности, являются креативность и стрессоустойчивость. Порой приходится переобуваться буквально в воздухе, и таких примеров множество. Например, у меня однажды опоздал самолет на стыковку в Париже с Air France. Пропало около 40 билетов, а на покупку новых просто не было денег. И мне пришлось на французском языке уговаривать представителя авиакомпании пересадить оркестр на следующий рейс без оплаты, по недействительным билетам. Знаете, и он это сделал! То ли за счет своей доброты, то ли благодаря моей убедительности. Но самообладание сыграло здесь важную роль.

Бывает много разных случаев, когда хочется просто взять и заплакать. Сказываются и необоснованные требования артистов, и непредсказуемые инциденты на сцене. Выдержать и преодолеть все это можно только, обладая холодным разумом, большой выдержкой, чувством юмора и, конечно же, любовью к своему делу.

поделиться

поделиться


Популярное