- 18 февраля 2025 12:35
- Новость
«Нам сто лет без пяти»: ректор НГАСУ (Сибстрин) Юрий Сколубович поделился первыми итогами работы Сибирской строительной недели
О нехватке квалифицированных кадров сегодня говорят все отрасли, но одной из самых дефицитных в этом плане отраслей – по крайней мере, в Новосибирске – остается стройка.

Об этом и многом другом рассказал ректор НГАСУ (Сибстрин) Юрий Сколубович, который принял активное участие в работе, стартовавшей сегодня Сибирской строительной недели.
- Юрий Леонидович, с какими итогами и ощущениями вы подошли ко дню открытия Сибирской строительной недели? Каких результатов вы достигли и какие новые вызовы ставите перед собой?
- Наша история тесно связана с началом роста нашего города и всей страны. НГАСУ (Сибстрин), на мой взгляд, интересен прежде всего тем, что это самый первый из вузов Новосибирска – и первый вуз строительного профиля за Уралом. 1930-й – год нашего рождения. В этом году нам исполняется сто лет без пяти.
И нам есть что вспомнить за эти годы. Сначала были тридцатые годы и индустриализация. Потом война – и мы приняли к себе Московский строительный и Днепропетровский инженерно-строительный институты. Это дало нам новый толчок для развития, поскольку в Сибирь приехала самая передовая профессура и привезла с собой новые школы, новые направления.
Вы знаете, о том, что именно в нашем вузе в 1941-45 годах работал единственный во всей стране диссертационный совет? Тогда никто не готов был ничего сдавать – все стремились сначала победить в войне и уже потом строить дальше. А мы принимали и защищали. За время Великой Отечественной было защищено три диссертации.
Потом война закончилась – и инженеры-строители стали востребованы как никогда ранее. И тогда же стали возвращаться с фронта молодые люди, энергичные и активные – победители, одним словом. И они, безусловно, тоже внесли свой вклад.
Когда наступили 90-е годы, мы, несмотря на общие трудности, сохранили университет. Но самыми тяжелыми годами для нас, на мой взгляд, стали 2013-14 годы, когда строительные вузы объединялись с техническими. До этого в России было шестнадцать архитектурно-строительных университетов. После – осталось всего семь, включая нас.
Мы преодолели эту планку. Потому что мы должны быть лидерами, задавать тон, соответствовать прогрессу строительной отрасли. И сегодня, во время специальной военной операции, когда страна снова меняется – мы помогаем вернуть то, что было утеряно в 90-е годы. Строительная отрасль – локомотив национальной экономики. Особенно для такого города, как Новосибирск, где «стройка» всегда была востребована.
- Какой вклад в разгон этого локомотива вносите вы?
- Мы подготовили программу «Приоритет-2030» и готовы ее защитить, когда начнется конкурс. У университета есть своя собственная программа развития, которая тесно связана со стратегией развития строительной отрасли в Новосибирской области и стране в целом. Есть, конечно, и трудности, но мы стараемся их решать. Недавно у нас заработали два новых диссертационных совета: один по новым строительным материалам, другой по водоснабжению и водоотведению – моей основной специальности. В этих двух направлениях мы особенно сильны и готовы обучать специалистов не только для Новосибирска, но и для всей России, как это было в 30-е годы.
- Расскажите о партнерской программе с другими учебными заведениями.
- Именно НГАСУ (Сибстрин), в свое время стал родоначальником таких вузов, как Томский и Красноярский архитектурно-строительные институты, Инженерно-строительный, Дальневосточный и многие другие. После 2014 года за Уралом осталось всего два полно профильных строительных вуза (не считая строительных факультетов в других учебных заведениях) – наш и Томский. Поэтому вся ответственность за кадры, по сути, ложится именно на нас. Поговорка о том, что в НГАСУ (Сибстрин), учиться непросто, существует уже давно – и мы действительно гордимся такой репутацией.
- У некоторых вузов случается так, что часть выпускников не продолжает карьеру в профильной отрасли. У вас, наверняка, не так – но все равно, есть ли какой-то процент выпускников, кто не устраивается по профилю?
- Девяносто пять процентов выпускников – как минимум – распределяется сразу. Оставшиеся пять – это, в основном, академические отпуска, замужества и рождение детей и так далее. То есть у нас фактически близко к ста процентам устроившихся по специальности, причем не обязательно после выпуска.
- Вы говорите о дефиците кадров в стройке?
- Совершенно верно. Нужда в квалифицированных кадрах сегодня такова, что студентов уже со второго-третьего курса забирают на работу проектные и строительные организации. Мы относимся к этому с пониманием и сами поддерживаем эту практику – человек, уже попробовавший работу на вкус, как правило, более мотивирован.
- Если строителям так не хватает людей, не хотите ли вы расшириться?
- Мы уже планируем точки роста, но есть несколько моментов, которые его притормаживают.
- Каких именно?
- Во-первых, школьное образование. Сейчас далеко не все сдают ЕГЭ по техническим направлениям. А мы, сами понимаете, технический вуз, поэтому отбираем как раз «технарей». А их мало. И мы, скажу честно, не одни ведем охоту за такими выпускниками – в Новосибирске есть и другие технические вузы. Во-вторых, продолжая тему со школой – очень многие сто балльники решают, что в Новосибирске им тесно и уезжают поступать в Москву или Питер. Я сам неоднократно поднимал вопрос о том, что в регионе надо как-то поддерживать талантливых выпускником, медалистов, чтобы они оставались с нами. Тем более, что такие способы есть – как показывает практика, многие иногородние и иностранные студенты, которые приезжают к нам учиться, после выпуска остаются работать и жить в Новосибирске.
Третий момент, который так же важен – преподаватели. Их не хватает. Дело в том, что строительная отрасль предлагает зарплаты, которые мы предложить не всегда можем – и это вымывает из университета самых квалифицированных специалистов. И перед нами ставится задача: обеспечить достойный заработок внутри вуза. Для этого, я считаю, должна быть внедрена федеральная составляющая – и достаточно весомая составляющая. Все-таки мы выполняем госзаказ, не забывайте. В то же время, как показывает опыт, преподаватели «от станка», имеющие реальный практический опыт, справляются с работой лучше всех, ведь они знают болевые точки отрасли «изнутри» – и пути их решения, зачастую, тоже.
- Чем вы больше всего гордитесь?
- Хочу сказать, что у нас действительно отличные студенты и преподаватели. Только в прошлом году наши ребята взяли больше двухсот номинаций в различных конкурсах, включая ВИК – Всероссийский инженерный конкурс, в котором участвуют и Бауманка, и МГУ, и другие ведущие вузы. Там всего сто призовых мест. Два из них достались нашим выпускникам – это если считать только победителей, не беря в расчет прочих призеров. НГАСУ (Сибстрин) попал в топ-8 российских вузов по этому конкурсу. Думаю, нам есть чем гордиться.
- Главной проблемой всех выпускников чаще всего становится отсутствие реального трудового опыта. Помимо практических занятий, доводилось ли вашим выпускникам пройти через настоящую стройку?
- Безусловно. Вся наша наука – прикладная. Реальная практика занимает до 30% учебного времени. Все практические занятия – около 50%.
То же самое можно сказать и о научных разработках. Они создаются для того, чтобы войти в практику. Никто ничего не придумывает «просто так». Если что-то создается, значит, первоначально была некая потребность в этом. Сейчас возникла проблема на Черноморском побережье. И у нас идет мозговой штурм: как все разрешить. Я сам возглавляют научный совет Российской академии архитектурно-строительных наук по инженерным системам водопользования. И в рамках Сибирской строительной недели пройдет круглый стол, на котором будут обсуждаться экологические аварии и ликвидация последствий. Я считаю, это заслуживает особого внимания.
- Какое место занимает экологическая тема в работе НГАСУ (Сибстрин)?
- У нас работает две кафедры – водоснабжения и водоотведения и международная кафедра ЮНЕСКО, которая занимается экологией и технологиями водопользования. Соглашение с ЮНЕСКО продолжает действовать, кстати, несмотря на санкции – в 2024 году они продлили соглашение еще на 4 года, признав наши достижения. И это очень хороший показатель как для нас, так и для всей нашей страны.
Добавлю еще, что НГАСУ (Сибстрин) входит в первую пятерку «зеленых» вузов по ряду направлений, включая водную. И не только – у нас работает лаборатория контроля качества воздуха на территории кампуса. В ее оснащении нам помогли спецы из CTR, с которыми мы подписали соглашение на «Технопроме». Теперь наше оборудование работает не только для кампуса, но и для близлежащих домов. Все в открытом доступе. Сейчас разрабатываются учебные программы, которые позволят не только мониторить, но и реагировать.
- Расскажите о более глобальных планах на будущее?
- Рядом с университетом есть территория, попадающая под программу КРТ (комплексное развитие территорий). И мы хотели бы организовать на ней своего рода строительный технопарк, который позволит генерировать собственные идеи и технологии, о которых говорит наш президент. Чтобы любой инвестор мог зайти и подобрать нужные ему технологии, обсудить варианты застройки территории. Была идея построить рядом с университетом многоэтажный корпус, разделенный на зоны – например, на первом этаже разместить выставку технологий, материалов, строительных работ, чтобы инвестор мог с ними ознакомиться. У нас есть лаборатории, исследователи – если что-то привезли или придумали, мы тут же можем все проверить и вынести вердикт: годится или нет. Далее – зона обсуждений, что тоже немаловажно. Сейчас любое строительство должно пройти общественное слушание – и мы обеспечим место для таких слушаний. Наши студенты смогли бы знакомиться с проблемами отрасли и участвовать в их разрешении еще на стадии учебы.
- Это все в рамках КРТ?
- Да, именно так. Надо только найти инвестора, готового вложиться в проект. Совсем недавно жилищное строительство воспринималось как безусловно наивыгоднейшее вложение с самым быстрым выходом в прибыль, а значит, все инвесторы стремились именно туда. Теперь мы надеемся, что найдутся инвесторы, готовые играть в долгую, что принесет не только выгоду для них, но и развитие региону.
- Наверное, без государственного участия здесь не обойтись?
- Думаю, оно обязательно должно быть – чтобы не менее 50% проекта принадлежало Минстрою.
- Что вы, можете сказать о новой волне борьбы с мигрантами из близлежащих стран? Какое влияние это окажет на застройщиков и что они говорят по этому поводу?
- Я думаю не стоит смотреть на мигрантов как некую силу, которая на все влияет и может исправить все сложности. У нас достаточно и собственных ресурсов, и людей – главное, уметь их заинтересовать. А с этим у нас есть кое-где проблемы – я не скрываю этого, напротив, я открыто об этом говорю.
- А еще проблемы с поставками из-за рубежа.
- Да, очень долгое время мы сидели на импорте. И привыкли к тому, что не нужно придумывать и делать самим, проще купить уже готовое. Китайцы поняли проблему раньше – и стали вкладывать большие деньги на собственное производство всего, что может понадобиться. Наши тоже этим занялись, но сильно позже.
Но хуже всего оказалось то, что долгая зависимость от импорта «вымыла» молодежь, способную создавать новые идеи. Сейчас это нужно как-то исправлять.
- Каким образом?
- На мой взгляд, необходим некий фонд инновационного и кадрового развития при Минстрое, откуда мы могли бы спонсировать разработчиков и молодых новаторов. Сейчас такого фонда нет, а поддержка инноваторов не предусмотрена практически нигде. Разве что в формате: «вы придумайте, предложите, создайте, убедите – а мы купим». Но на какие средства?
Вообще у меня есть много предложений, которые могли бы дать стимул к развитию – и я постараюсь их изложить в рамках Форума.
Рекомендуем:
Популярное
В Кремле заявили о новой мобилизации: в феврале будет три года СВО
В России заявили о новой пенсионной реформе: возраст опять меняют
Военные пенсии взлетят до неимоверных значений: в правительстве РФ приняли новое решение
В Новосибирске кот мейн-кун переночевал в иглу на льду водохранилища
Возможна ли вторая волна мобилизации в России в 2025 году? Комментарии депутатов Госдумы
Последние новости