Суббота, 05 октября 2024

ЦБ

$ 94.87

104.74

BRENT

$ 78.14

/

7413

RTS

931.29

16+

+16

  • 06 июля 2024 18:20
  • Новость

В Новосибирске ученые рассказали о тайнах десяти мумий Древнего Египта


Лента новостей

В город впервые привезли подлинники древнеегипетского искусства из собраний ГМИИ им. А. С. Пушкина. Для тех, кто всерьез интересует темой, исследователи представили результаты исследования мумий с помощью современных технологий

фото BFM-Новосибирск

5 июля в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Для Новосибирска это беспрецедентное событие: ранее подлинники древнеегипетского искусства в регионе не экспонировались. 

В общей сложности из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина привезли 87 уникальных артефактов. В первые дни работы выставки сотрудники Пушкинского музея прочитали лекции, посвященные погребальным ритуалам в Древнем Египте и результатам последних исследований мумий. В интервью BFM-Новосибирск куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольга Дюжева рассказала о том, что нового ученые узнали о мумиях, и что, вероятно, навсегда останется тайной. 

В России египетские мумии хранятся в шести коллекциях. В Пушкинском музее крупнейшее собрание – 10 целый мумий, 40 фрагментов мумифицированных тех и 29 мумий животных. В 2017 был начат совместный проект ГМИИ им. А. С. Пушкина и НИЦ «Курчатовский институт» по комплексному изучению мумий. В этой работе участвовали историки, физики, химики, генетики, антропологи, криминалисты. Мумии помещали в томограф, образцы тканей изучали с помощью хроматографии, электронной микроскопии, изотопного анализа и других современных методов. 

 – Ольга Павловна, что дал ученым такой междисциплинарный подход к изучению мумий? Что удалось узнать? 

– Очень многое дала рентгеновская компьютерная томография (КТ). Мы детально рассмотрели, изучили 10 мумий, не повреждая их. Результаты антропологического анализа КТ-изображений показало, что пятеро из мумифицированных людей это мужчины, еще пятеро – женщины. Прижизненный рост всех этих людей 150-160 см. Все относятся к средиземноморскому антропологическому типу, одна мумия имеет ярко выраженные негроидные характеристики. У всех мумий выявлены повреждения костей, в большинстве случаев они посмертные и стали следствием неаккуратного обращения с телами в процессе мумификации.

Изучение смол, которые использовались для бальзамирования, показало в них наличие природного битума, пчелиного воска и молочного жира. По содержанию ряда элементов было установлено, что природный битум происходил из бассейна Мертвого моря, то есть был импортным. 

Выделение древней ДНК из фрагментов мумий подтвердило данные об антропологическом типе и выявило у трех мумий патогенны сыпного тифа и газовой гангрены.

Данные КТ позволили нам получить ценные сведения о внутренней структуре мумий, технике бальзамирования и внешнего декора. В ходе исследования мы выявили несоответствие мумий саркофагам, в которых они находятся. В шести саркофагах, на которых есть мужские или женские имена мумии людей противоположного пола. Скорее всего, это следствие того, как в конце 19-го – начале 20-го века относились к древнеегипетским мумиям. Они были, прежде всего, объектами торговли, продавцы вольно с ними обращались и нередко произвольно укладывали в саркофаги. Из-за этого в музеях всего мира царит путаница. 

Это лишь некоторые ответы, которые мы получили благодаря большому проекту. Он действительно стал беспрецедентным для египтологии. 

– Ученые часто говорят, что открытия и получение ответов ведут к новым вопросам и тайнам. Насколько справедливо это в деле изучения мумий? Как вы считаете, возможны ли здесь новые открытия?

– В египтологии именно так и происходит. Постоянно появляются новые, интересные данные, совершаются открытия. Но при этом что-то он нас всегда ускользает, остается много неизвестного. И тут, безусловно, для будущих поколений ученых будет много работы. Это бесконечный процесс. У каждого исследователя, чем бы он ни занимался, обязательно будут какие-то такие вопросы. Мы получаем, конечно, ответы, но понимаете, мы смотрим на Древний Египет со своих позиций и поэтому много не понимаем в их отношении к жизни, к смерти. Мы совершенно по-другому воспринимаем мир. Вот это мифологическое сознание, которым они обладали, нам уже недоступно. Мы дети науки, и никуда от этого не деться. Они же не знали, почему солнце встает, а мы знаем.

– Лекции сотрудников Пушкинского музея и привезенные предметы древнеегипетского искусства вызвали большой интерес у новосибирской аудитории. Задам вам вопрос, который часто можно услышать в музейных залах: почему не привезли мумии? 

– Первая и самая главная причина: это, если говорить сухо и бездушно, органический материал. Органические материалы вообще нельзя возить. Они должны лежать на одном месте. Костные останки сами по себе уязвимы. Кроме того, при мумификации использовались множество других субстанций. То есть это очень такой сложный комплекс. И как он себя поведёт при перевозке? Изменение влажности, температуры, неизбежная тряска при перевозке – все это почти гарантировано приведет к негативным последствиям. Поэтому у нас был собран реставрационный совет, который принял категорический запрет на вывоз мумий. 

Во-вторых, важен этический момент. Всем следует понимать, что это тела умерших людей, которые должны покоиться в погребальных камерах гробниц так, как это было задумано египтянами, и никто не должен был их беспокоить. В погребальную камеру замуровался вход, там была обычно шахта или наклонный, извилистый спуск. То есть всё это было закрыто для живых. Так получилось, что в результате охоты за сокровищами гробницы вскрывались, и в итоге мумии рассеялись по музеям. Это уже плохо для них. Если же мы будем еще и сейчас их возить, то это совсем плохо. Мы так считаем. 

– Насколько рискованна транспортировка древних артефактов? 

– Перевозка вещей это более реально, конечно. Но просто надо смотреть на их состояние, из чего они сделаны. Камень, например, он более прочный. Деревянные изделия тоже, если они в нормальном состоянии. То есть реставраторы смотрят сохранность, насколько стабилен предмет, нет ли разрушений. К транспортировке все музейные экспонаты упаковываются: заворачиваются в специальную бумагу, потом укладываются в ящики с наполнителем так, чтобы они там не двигались. Для расписного саркофага египтянина Иретхореруру, который привезен на выставку в Новосибирск, был сделан ящик с двойными стенками, уменьшающим вибрацию. 

Но несколько вещей, которые были бы хороши на новосибирской выставке, реставраторы транспортировать не разрешили. Мы хотели привезти картонажные маски и чехол ножной, чтобы показать декор мумии. Но было решено, что дорога для них будет слишком большим риском. 
 

поделиться

поделиться


Популярное