+16

  • 20 августа 2021
  • Новость

В Новосибирске активно развиваются небольшие районные ТЦ


Лента новостей

В пандемийную эпоху новосибирцы охотнее покупают продукты, товары и услуги недалеко от дома

Фото ГК "Отелит", ТЦ "Континент", ТРЦ "Аура", 2ГИС, BFM-Новосибирск

Тенденции, впервые проявившиеся во время первой волны коронавируса, оказывают все большее влияние на рынок коммерческой недвижимости города. Небольшие торговые центры в районах стали чувствовать себя увереннее крупных городских торговых комплексов – стабильный трафик им обеспечивают жители ближайших микрорайонов. Арендаторы районных ТЦ предлагают все необходимое для жизни, а значит, людям нет необходимости ехать в крупный торговый центр.

Трафик снизился на 15-20%

Торговые центры сейчас вообще переживают не лучшие времена, – считают аналитики рынка. По статистике консалтинговой группы Watcom посещаемость торговых центров в Москве в июне 2021 года упала на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, то есть до пандемии коронавируса.

«Трафик снизился на фоне роста заболеваемости и запрета на работу фудкортов и развлекательных зон в ТЦ», - пояснил президент консалтинговой группы Watcom Роман Скороходов в интервью РИА Новости.

В регионах такие тенденции менее выражены. В Новосибирске не было длительного локдауна, за исключением апреля-мая 2020 года, и несмотря на опасения ритейлеров и рестораторов, qr-коды для вакцинированных так и не внедрили. Но поток также снизился: в июле 2021 года  новосибирские ТЦ посетили 11,4 млрд горожан, по сравнению с 14,4 млрд в июле 2019 эти цифры значительно ниже. Такие данные приводит Российский совет торговых центров (РСТЦ).

«Посещаемость  торговых центров восстановились примерно на 80% от того уровня, который был до пандемии», – говорит управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. Несмотря на ажиотаж, которым встретили новосибирцы отмену двухмесячного локдауна, в дальнейшем конверсия трафика снизилась. Рост визитов в торговые центры был связан с отложенным спросом, но затем стало проявляться снижение покупательной способности горожан.

Региональный представитель Новосибирской области в РСТЦ, директор сети торговых центров «Континент» Наталья Патрина говорит, что после пандемии быстрее всего восстановились торговые центры с федеральными брендами – измученные тревогой и онлайн-шопингом новосибирцы отправились за покупками как только сняли ограничения.

«Больше всего пострадал от пандемии «Континент» на Троллейной, имеющий формат торгово-развлекательного комплекса. Развлекательная составляющая понесла самые большие потери, заведения этого формата открыли самыми последними, поэтому посещаемость в нашем ТРК восстановилось окончательно только к этой весне», - рассказывает Наталья Патрина.

В одном из пяти самых крупных торговых центров – ТРЦ «Аура» трафик на сегодняшний день на 15-20% ниже в сравнении с 2019 годом.

«Наиболее заметными негативными факторами, препятствующими восстановлению трафика к допандемийному уровню, стали введенные в июле ограничения на максимальную заполняемость кинотеатров и сохраняющийся запрет на проведение массовых мероприятий», – объяснил исполнительный директор ТРЦ «Аура» Евгений Головчан.

Уступки управляющих

В период пандемии, когда из-за вынужденных простоев арендаторы не могли платить за аренду, большинство управляющих компаний предлагали рассрочку и снижали ставки.

«В период ограничений скидки арендаторам доходили до 80-90%. Некоторые арендаторы понимали наше положение и оплачивали коммунальные услуги, ведь наши расходы в этой части сохранялись, несмотря на простой. Кроме того, нам пришлось усилить охрану на то время, когда никто не работал, и затраты соответственно выросли. Хорошо ещё, что не нужно было платить за отопление», - рассказывает Наталья Патрина. Руководство ТЦ «Континент» в результате индивидуально договаривалось с арендаторами и вместе приходило к тому коэффициенту арендных ставок, который всех устраивал.

Сегодня арендные ставки вернулись к обычному уровню. Сайт объявлений N1 показывает порядка пяти сотен предложений аренды в торговых центрах города. Стоимость квадратного метра начинается от 450 рублей в районных ТЦ на Дунаевской, Мира или Большевистской до 2000-2800 в центре города на Красном проспекте и Орджоникидзе. Рядом с метро стоимость квадратного метра может достигать 4000 рублей, как, например, в ТК «Река» на Зыряновской. Напротив, в некогда популярном ЦУМе стоимость метра колеблется от 450 до 1400 за квадрат – не самый высокий ценник для Новосибирска. При этом в районных торговых центрах торговые площади как очень недорогие (450 рублей за метр), так и превышают стоимость в центре. Например, в пристройке к гипермаркету  «Лента» на Юго-Западном стоимость метра составляет 3456 рублей. 

Арендаторы крупных торговых центров съезжать не планируют – по крайней мере, ни Мега, ни Галерея, ни другие ТРК площади на сайтах недвижимости не выставляют. В «Ауре» рассказали, что доля вакантных помещений в ТРЦ составляет лишь 2,73% от арендопригодной площади. 

«Пандемия стала сложным периодом не только для нас, но и для арендаторов. Мы наблюдаем отток исключительно среди локальных брендов – к сожалению, они пострадали гораздо сильнее крупных сетевых арендаторов», – отметил Евгений Головчан

Участники рынка согласны, что у крупных арендаторов небольшие риски, а вот большой части предприятий малого и среднего бизнеса, арендующих помещения в ТЦ, возможно, придется пересмотреть места размещения.

Простая концепция – видимый результат

Районные ТЦ стали более популярны в период пандемии из-за того, что людям удобно иметь рядом магазин с большим супермаркетом и магазинами первой необходимости – хозтоварами, аптекой, пекарней, зоомагазином, парикмахерскими, – словом, все, что им может пригодиться в данный момент. Особенно важным это стало в период ограничений и удаленной работы. 

Один из крупнейших собственников коммерческой недвижимости в Новосибирске «Отелит» заметил тренд на развитие районных торговых центров и сейчас делает акцент на подобных объектах. «Мы вышли на рынок Москвы и находимся в поиске именно таких проектов в столице.Там их также много с концепцией якорь и смежные арендаторы», – рассказал директор компании «Отелит» Евгений Бурденюк.

Концепция районных ТЦ очень проста – якорь и смежные арендаторы, которые интересны жителям района. Классический вариант – якорный арендатор (супермаркет), предоставляющий товары первой необходимости, то есть продукты и хозтовары.

На их потоке появляются товары, которые считаются обязательными для местных жителей, это пекарни, аптеки, разливные напитки, специализированные продуктовые магазины, крепкий алкоголь, табачная продукция, бакалея и кондитерские изделия. 

Плюсы жизни «на районе»

Формат районных торговых центров начал развиваться еще до первой волны коронавируса, а сейчас набирает все большую популярность, – говорят участники рынка. Еще одна причина развития этого сегмента – активная застройка города, появление новых микрорайонов и жилых комплексов. Каждому такому месту для жизни нужно свое место для покупок – поэтому в городе строились и будут строиться торговые центры небольшой площади.

«Доходы населения не растут, поэтому  люди готовы покупать в районных торговых центрах, где цены ниже. Это одно из объяснений, почему в крупных торговых центрах поток уменьшился. В локальных ТЦ тоже есть снижение, но не такое значительное. Постпандемийный пик продаж уже прошел, и сейчас люди будут покупать большинство товаров рядом с домом», – считает Сергей Дьячков

Имеет значение и то, как работает арендатор с арендодателями, – уверена Наталья Патрина. У собственников крупных торговых центров не всегда есть возможность договариваться, предоставлять особые условия и скидки. В этом смысле некрупным арендаторам понятнее и комфортнее общаться с арендодателями небольших торговых центров.

«В маленьких помещениях особый формат арендаторов. В основном это фирменная розница – «Торговая площадь», «Калина-Малина», «Кузина»,  птицефабрика - словом, локальные фирмы», – говорит директор сети ТЦ «Континент».

Заметила Наталья также эффект синергии, когда такие небольшие павильоны расположены неподалеку от более крупного торгового центра. Приезжая в «Континент» на Троллейной в определенные магазины и развлекательные локации, люди совершают покупки в этих соседних магазинах с локальными брендами.

Районные торговые центры могут иметь разные форматы, – рассказывает Евгений Бурденюк. В небольших зданиях хватит места для одного якорного арендатора. В ТЦ побольше могут появиться малоформатные заведения общепита – кофе, суши, пицца на вынос, детская продукция, зоомагазины, парикмахерские, детские парикмахерские, косметика.

Если речь о еще более крупном формате, то у них появляются дополнительные якорные арендаторы — рестораны общепита, магазины бытовой техники, банки, сотовая связь, МФЦ, стройматериалы, мебельные салоны, но это скорее исключение, чем правило. Если ТЦ еще большего размера, то это магазины одежды, обуви, мебель, автотовары, товары для ремонта.

В отличие от крупных ТЦ и ТРЦ, в малых форматах наблюдается стабильный трафик с тенденцией к росту. В качестве примера в «Отелите» приводят свой самый крупный объект – ТЦ Лазурный площадью 5000 кв.м с якорными арендаторами «Магнит», ДНС, KFC. Он открылся осенью 2020, средняя посещаемость в день у него была 1271 человек в первый месяц, во второй - уже 1421, а в июне 2021 года составила 3711 человек. Аналогичный рост по словам представителей компании демонстрируют два других торговых центра, «Соседи» в Ленинском и «Виктория» в Калининском районах.

Опрошенные BFM-Новосибирск эксперты видят перспективы у всех форматов торговых центров. При грамотном управлении, анализе потребностей аудитории и выборе пула арендаторов, понимании пиковой посещаемости и применения адекватных маркетинговых инструментов любой объект будет прибыльным для своего владельца. 

 

поделиться

поделиться


Популярное