- 02 августа 2021 09:00
- Новость
От недр к звёздам: большой путь девелопера
Самый яркий девелопер Новосибирска отмечает юбилей - 30 лет на строительном рынке.
фото предоставлено ГК "Мета"Самый яркий девелопер Новосибирска – группа компаний «Мета», автор городской резиденции «Тихомиров», города-парка «Ясный берег», дома на реке «Маяк», жилых комплексов «Гринвилл» и «Европейский», «е2е4», «Оазис», - отмечает юбилей – 30 лет в бизнесе. Что помогло девелоперу пережить несколько кризисов, сохранить команду и выйти в лидеры строительной индустрии Сибири?
Об этом мы беседовали с генеральным директором группы компаний «Мета» Владимиром Владимировичем Мартыненковым.
С чего начиналась история компании?
Предпринимательской деятельностью основатель компании Владимир Яковлевич Мартыненков начал заниматься еще будучи студентом, в советское время. В 90-х коммерческая жилка снова дала о себе знать и 30 лет назад юридически воплотилась в компанию с названием «Метаприбор».
Интересный факт. Самый крутой небоскрёб Новосибирска — резиденция «Тихомиров» своё название получил не просто так. Первый офис фирмы «Метаприбор» был в подвале храма Александра Невского. А храм этот проектировал один из основателей Новониколаевска, инженер, строитель Николай Михайлович Тихомиров. Такое совпадение как намёк на то, что судьба ведёт компанию «Мета» по верному пути.
Компания стартовала с нуля. Изначально это был кооператив из 10 человек. Начинали с мелкого производства. В этот период есть несколько знаковых вех. В 1994 году «Метаприбор» был самым крупным трейдером на санкт-петербургской бирже. В середине 90-х был пищевой бизнес: мука, крупы, например, гречка, продукты питания. В середине 90-х, в эпоху бартерных зачетов «Метаприбор» был одним из крупных игроков на рынке поставок угля и железнодорожных перевозок. Поставляли кузбасский уголь для энергетики Новосибирской области и даже на экспорт.
Всегда был какой-то конгломерат бизнесов, несколько направлений. Владимир Яковлевич никогда не занимался чем-то одним. Ему свойственна разносторонняя реализация.
Как вы пришли в строительство?
Угольная тема привела к тому, что у компании появился очень крупный объект - горно-обогатительная фабрика в Прокопьевске. «Метаприбор» приобрел его не действующим, замороженным в 90-х, и реанимировал. Он работал достаточно долго, мы продали его только 4 года назад, как совсем непрофильный бизнес. Но именно с доходов от него в 2000-х начался наш девелоперский путь: появились свободные деньги и партнёр, который предложил заняться строительством.
В 2003 году стартовали с первым проектом на ул. Военной, 9. Позже появились девелоперские амбиции. В период с 2005 по 2010 года приобретен пакет акций на крупном комбинате ЖБИ изделий и генподрядная организация. Мы начали наращивать себя и с точки зрения объемов в строительстве, и с точки зрения активов для его ведения.
За последние 15 лет строительный рынок несколько раз попадал в жесткие кризисы. Были ли у вас долгострои? Как компания переживала тяжелые времена?
Был очень жесткий кризис 2009 года. У нас было три остановленных объекта. Каждый мы достроили самостоятельно. Не скажу, что это было просто. На износ работала вся команда компании. Мы получили богатейший опыт. Приходилось менять проекты на ходу, договариваться с дольщиками, искать инженерные решения. И всё это, разумеется, в атмосфере огромного напряжения. Ведь строителей тогда не ругал только ленивый. Это и понятно - столько долгостроев, рынок трясло серьезно. Это была серьезная проверка для компании.
А что помогло компании удержаться на плаву? Ведь тогда многие сильные игроки потерпели фиаско. Было много громких уголовных дел, скандалов, вообще строительная тема была на острие, люди перестали доверять, не покупали квартиры.
Безусловно, команда была сильная – закалённые люди. И некоторые из них до сих пор с нами. А еще семейственность бизнеса помогла. Когда встаёшь перед экзистенциальной проблемой для бизнеса, для семьи, то включаются мощные ресурсы, невероятные, я бы сказал. У нас была очень тяжелая ситуация, очень. По этим долгостроям были бесконечные проверки, жители возмущались. Но у нас было всё чисто. Было трудно, но мы делали всё по-уму, не делали серьёзных глупостей, особенно скрупулёзно мы относились к финансовой части. Только целевое использование средств. Многие строительные компании тогда погорели именно на попытке распределить финансы на несколько объектов. Хотели, как лучше, но кризис жестко их подкосил. У нас была общая логика - как можно делать, а как нельзя. Это нам помогло.
Был такой выход - отдать дом на Военной 9/2 в ЖСК и умыть руки, но нет, мы решали проблему своими силами. Например, одна из секций по первоначальному проекту у нас была чисто офисная. Когда мы начали ее достраивать после перерыва, уже стояло 4 этажа из металлокаркаса и были еще закуплены конструкции. В кризис строить 6000 кв. метров офиса - это было бы абсурдом: квартиры-то покупали с трудом, а офисы были никому не нужны. И мы изменили проект. Угловой подъезд стал жилым – это нас спасло. Правда, убедить людей одобрить изменения в проекте было непросто, но у нас получилось.
Когда появилась идеология компании? И почему она именно такая? Можно ведь было пойти самым простым путём и штамповать коробки?
Попробовав разные форматы жилья, мы определились, точно будем работать в сегменте не ниже комфорта. Ведь наша модель конкуренции тяготеет к тому, чтобы давать качественный продукт с какими-то отличительными особенностями, и за это справедливо требовать с рынка некую премию в цене. Играть в минимизацию себестоимости - это не наш сценарий. Мы не массовики строители, которые оттачивают на втором знаке после запятой тоннаж арматуры. Мы начали общаться с продвинутыми немецкими проектировщиками из компании «Тильке Инжиниринг», одними из лидеров проектирования гоночных трасс Формулы-1. Мы привлекли их команду на проектирование «Оазиса», а позже и «Ясного берега».
А было ли сложно занять эту нишу жилье – комфорт? Были же игроки, которые уже существовали?
В 2010 году это вообще не сложно оказалось, потому что в Новосибирске был дефицит концептуальных архитекторов. Сейчас многие застройщики отличаются хорошей архитектурой. А тогда это была какая-то выжженная земля. Так что мы, благодаря нашим немцам, легко ушли вперед с большим отрывом.
Есть ли отклик? Насколько сегодня покупатель готов платить за архитектуру и нуждается в ней? Интересуется ли клиент архитектурой?
Конечно, на архитектуру не в первую очередь внимание обращают. Локация, планировка, инфраструктура и уже в последнюю очередь, архитектура. Мы проводим опросы, и только 10-15 % отвечают, что выбрали проект из-за архитектурного решения. Благоустройство важнее внешней красоты. Сначала люди хотят удовлетворить базовые ценности. И если все они закрыты, то куда приятнее жить в красивом доме.
Можно ли сказать, что вы тот застройщик, который мягко и ненавязчиво прививает новосибирцам вкус к хорошей архитектуре?
Однозначно. Предложение рождает спрос. Абсолютно в этой модели двигаемся. Мы по всем своим проектам постоянно что-то добавляем. Мы не спрашиваем, что бы вы еще хотели. Мы предлагаем. Ибо клиент не всегда знает, чего хочет. А у нас есть большая насмотренность, мы многое видели, и мы применяем какие-то классные фишки в своих проектах. Сейчас по «Тихомирову» мы в каком-то смысле, порвем шаблоны, но через годик-другой, наши новшества возьмут на вооружение многие хорошие строительные компании. Мы однозначно влияем на формат комфортного городского жилья в Новосибирске. Мы эту почётную миссию осознаем, ответственность принимаем и двигаемся вперед и вверх. И внешне город преобразуем и с точки зрения повышения качества жизни.
Рекомендуем:
Популярное
Будут ли новогодние выплаты по 10 000 рублей в 2024 году: важное разъяснение
ДТП на Октябрьском мосту в Новосибирске: лобовое столкновение унесло три жизни
Перед Новым годом российские пенсионеры получат доплаты: кто получит дополнительные деньги
В Новосибирске составили список самых скандальных долгостроев, в нем три дома
Новосибирцы проигнорировали концерт юмориста Винокура
Последние новости