Вторник, 21 мая 2024

ЦБ

$ 90.65

98.58

BRENT

$ 82.66

/

7493

RTS

1194.76

16+

+16

  • 30 марта 2023 11:38
  • Интервью

«Театр можно сравнить с тяжелым люксом» – артист НОВАТа Никита Ксенофонтов


Лента новостей

Почему кино никогда не сможет конкурировать с театром? Как становятся артистами балета и обязательно ли для этого родители тоже должны представлять сферу искусства? Меняется ли что-то в жизни танцора после получения статуса премьера? Об этом светскому обозревателю BFM-Новосибирск Ирине Мжельской рассказал в интервью Никита Ксенофонтов – артист Новосибирского театра оперы и балета.

Никита КСЕНОФОНТОВ. Фото BFM-Новосибирск

 

Никита Ксенофонтов – артист балета, премьер НОВАТа, лауреат всероссийских конкурсов, лауреат и дипломант международных конкурсов, обладатель театральной премии «Парадиз», член Союза театральных деятелей РФ. Родился 6 ноября 1995 года в Казани. Начинал профессиональное обучение в Казанском хореографическом училище. Закончил санкт-петербургскую Академию русского балета имени А. Я. Вагановой.

С 2015 года работает в Новосибирском театре оперы и балета, в 2022-м получил статус премьера НОВАТа. Количество почитателей его таланта множится от спектакля к спектаклю.


Ирина МЖЕЛЬСКАЯ. Фото BFM-Новосибирск

– В НОВАТе неизменным успехом пользуется балет «Собор Парижской Богоматери», где вы играете Фролло и Квазимодо. Какая роль вам лично более близка?

– Квазимодо и Фролло – два абсолютно разных персонажа как в романе Виктора Гюго, так и на сцене. Хореограф Ролан Пети, ставя «Собор Парижской Богоматери», раскрыл их совершенно разными способами.

Когда я готовил роль Квазимодо, то испытывал некоторые сложности. В плане актерского мастерства проблем не возникло, но над хореографией пришлось потрудиться. У меня невысокий рост и сухощавое телосложение, а танцевать я привык экспрессивно и широко. Квазимодо же надо придавать грузность и тяжесть: он – персонаж недюжинной силы, который, очевидно, и должен быть крупнее. Все это немного противоречит моим предпочтениям на сцене. Мне всегда легче даются импульсивные движения, прыжки, вращения.

Тем не менее, в процессе подготовки  партии Квазимодо я проникся к герою, и мне даже понравилась некая борьба с самим собой: прилагать большие усилия, осаживать себя в действиях и эмоциях. Это совершенно новый опыт, позволяющий профессионально развиваться – важно находить и открывать в себе неожиданные грани и возможности. И как в компьютерной игре ты получаешь медальку за прокачку навыков, так и здесь я «заработал» значок за совершенно не свойственную мне партию. Она близка лишь своим драматизмом.


Фото предоставлено Никитой Ксенофонтовым

Фролло, конечно, более близкий мне персонаж, между нами вполне можно поставить знак равенства. Прекрасно его чувствую, хотя он является настоящим антагонистом, сложным персонажем с глубоким внутренним миром. Несмотря на это, мне было легко усвоить связанный с ним хореографический текст и понять, что от меня требуется. Самое главное – суметь показать внутреннюю демоническую силу Фролло, его одержимость Эсмеральдой, только лишь глазами и хореографией. Восхищен талантами Ролана Пети и его ассистента Луиджи Бонино, который приезжал к нам и работал со мной, показывая движения. С первого дня репетиций я почувствовал, что эту партию смогу сделать блестяще.

– Но ведь и роль Квазимодо вы в итоге исполняете превосходно. Во всяком случае, никакого сверхнапряжения в вашей игре не чувствуется.

– Да, могу с уверенностью подтвердить, что партию Квазимодо у меня получилось подготовить хорошо. С каждым следующим спектаклем мой персонаж становится интереснее.

Возможно, еще влияет и то, что Квазимодо также танцуют Роман Полковников и Иван Васильев. Это мои хорошие друзья и прекрасные артисты. Роман – один из лучших исполнителей Квазимодо. Готовясь к этой роли, ты хочешь выглядеть не хуже предыдущих исполнителей, в то же время стремишься сохранить свою индивидуальность. В любом случае, всегда держишь в голове, что тебя будут сравнивать с твоими коллегами.

Еще было психологически сложно перестроиться на Квазимодо после очевидного успеха моего Фролло, нашумевшего в Новосибирске. Партия легла на мое тело абсолютно естественно, словно и ставилась на меня, придав мне сил и уверенности, помогла вырасти профессионально.


Никита КСЕНОФОНТОВ и Ирина МЖЕЛЬСКАЯ. Фото BFM-Новосибирск

– В прошлом году вы были удостоены звания премьера в балетной труппе НОВАТа. Изменилось ли что-то в вашей работе после этого?

– Глобально ничего не поменялось, моя работа и отношение к ней остались прежними. Я с одинаково высокой ответственностью подхожу к своей работе, будучи в любом статусе, ведь передо мной всегда стоит одна задача – качественно и профессионально донести ту или иную историю до зрителей.

Мне по-прежнему есть куда расти. Да, прибавилось опыта и ушел страх. Но максимально уважительное отношение к любимому театру и благодарному зрителю – навсегда со мной. Стараюсь полностью отдаваться сцене – и не важно, исполняю в этот момент партию первого или второго плана. Знаю, что зрители это ценят.

– Может быть, прибавилось ответственности, требовательности к себе, уважения и доверия партнеров?

– Градация между партнерами была и есть всегда, но лично для меня она не столь заметна. Не допускаю невежества, общаюсь со всеми доброжелательно. Например, в один день со мной – я в роли Квазимодо, она в роли Эсмеральды – дебютировала  молодая артистка Екатерина Забровская. Это был ее первый в жизни ведущий спектакль, и сразу такая мощная драматическая партия! Поначалу ей было почему-то страшновато работать со мной, на первых репетициях она подходила и говорила: «Никита, извини, пожалуйста, если вдруг у меня что-то не получится».


Анна ЖАРОВА и Никита КСЕНОФОНТОВ. Фото Виктора Дмитриева

И я прекрасно ее понимал – обязательно хочется сделать красивый и даже совершенный дуэт, а без проб и ошибок этого не случается. Я и сам ранее проходил через то же. Моей первой партнершей в ведущем спектакле на этой благословенной сцене стала Анна Александровна Жарова. В балете «Корсар» я исполнял партию Ланкедема, а она танцевала Гюльнару. Уже тогда Анна Александровна была прима-балериной, народной артисткой России, а я только-только пришел в театр  и получил такую великолепную партнершу!

По сей день, встречаясь с Анной Александровной на сцене, работаю с ней максимально сосредоточенно, уважая ее талант, огромный опыт и профессионализм. Конечно, тогда, в первый раз, от волнения у меня тряслись руки. Бывали моменты, когда что-то не получалось, тогда я размышлял над ними, анализировал ошибки и искал пути решения. Наверное, и у Екатерины, готовившей со мной дуэт, было нечто похожее.

– Приходится ли сегодня театру бороться за зрителя, конкурируя с индустрией развлечений – например, кинотеатрами?

– Это никак не взаимосвязано. Театр – это мощь! А поход в театр – целое отдельное мероприятие, под которое полностью освобождается вечер, к чему зритель специально готовится и предвкушает… Культурные ценности никогда не выйдут из моды. Когда я нахожу время и позволяю себе побыть в качестве зрителя, то при нахождении в зале всегда стараюсь соответствовать и внешне, и внутренне.

Сегодня, благодаря грамотному руководству и успешному маркетингу, наш театр очень популярен и у молодежи. Притоку молодых зрителей способствуют репертуар, современные декорации и новейшие решения.


Фото предоставлено Никитой Ксенофонтовым

– Но современный зритель избалован обилием спецэффектов. Что в таких условиях предлагает театр? Как ему удается оставаться конкурентоспособным?

– В балете многое совершенствуется, и весьма успешно. Применяются новые световые и звуковые решения, спецэффекты, анимированные декорации, интеграция артистов и анимации. В сказочном балете «Конек-Горбунок» артисты взаимодействуют с картинкой, которая проецируется на экран. Это выглядит совершенно фантастически, особенно на нашей огромной новосибирской сцене.

Здорово, когда передовые технологии внедряются и помогают свежо преподнести искусство классического балета новым поколениям зрителей! Классика вечна, но и она нуждается в адаптации к новым условиям.

Сам я безумно люблю кинематограф, стараюсь учиться у актеров тому, как они работают с лицом, речью, жестами…

Кинотеатр – это более доступное, массовое решение интертеймента на вечер. Театр же можно сравнить с тяжелым люксом, до которого порой нужно дотянуться, дорасти.

Поэтому замечательно, что у нас параллельно существуют и обширный круг почитателей театра, и огромное количество любителей кино. Не факт, что эти две группы не взаимосвязаны между собой. Кто сказал, что нельзя один вечер прекрасно провести в театре, а следующий в кинотеатре?


Фото предоставлено Никитой Ксенофонтовым

– Как становятся артистами балета? Обязательно ли для этого в семье должны быть люди искусства, продвигающие подобные идеи?

– Наверное, это самая распространенная история – театральные или спортивные династии. Но существование такой протекции вовсе не является обязательным условием.

Мои родители никак не связаны с театральной деятельностью. Мама – учитель младших классов, психолог, папа – предприниматель. Мы со старшим братом Сергеем занимались всем, что хотели попробовать. В кружках и секциях я быстро схватывал все, что было связано с физикой тела, координацией движений, и достигал в этом успеха. Одним из таких занятий были танцы. Нет, вовсе не бальные, которые меня, кстати, никогда и не привлекали, а современные: популярный и по сей день в Казани хореографический коллектив «Шоу-театр Шарм», недавно отметивший свое 25-летие, в составе которого мы с братом выступали на крупных городских мероприятиях и объездили города и даже страны.

В театре оперы и балета я тоже был, в возрасте четырех лет, на балете «Шурале». Я этого не помню, но фотоснимок запечатлел этот факт. Затем Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля закрыли на реставрацию на долгих пять лет. За это время с образцовым самодеятельным танцевальным коллективом я успел выступить на разных сценах. И вот снова оказался здесь, вошел в прекрасный отреставрированный театр, увидел красивейшую сцену и сказал: «Вот это да! Мне нужна именно такая сцена! Здесь я буду танцевать!»


Фото предоставлено Никитой Ксенофонтовым

На что мама сообщила, что в нашем городе есть хореографическое училище, где учатся балету. Мы узнали, что занятия на подготовительных курсах в вечернее время там уже вовсю идут. В то время я учился в языковой гимназии во вторую смену, и с курсами не срослось. Но в осенние каникулы я туда пришел, посмотрел, и мне понравилось все-все: камерность, красивая мраморная лестница, музыка, занятые любимым делом ученики – все как я люблю. С детства не терплю халтуру – в человеке должна присутствовать внутренняя дисциплина. Если преподаватель что-то задал, значит, обязательно надо выполнить. А что касается физических нагрузок, то тут меня и просить не надо было – всегда стремился быть быстрее, выше и сильнее!

Я поступил в Казанское хореографическое училище без подготовительных курсов, практиковался на той самой сцене театра оперы и балета. С тем временем связаны мои первые выходы в балете «Тщетная предосторожность», «Шурале», «Спартак» в постановке Ковтуна и так далее. Но затем понял, что хочу двигаться дальше. Так в 15 лет я оказался в Санкт-Петербурге, в старейшей балетной школе мира – Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. И счастлив, что имею причастность к жизни легендарного учебного заведения. Получив там степень бакалавра, в 2015 году я приехал в Новосибирск.


Никита КСЕНОФОНТОВ. Фото BFM-Новосибирск

– Получается, что ступить на путь артиста балета было вашим полностью осознанным желанием?

– Да, ребенком я пришел в хореографическое училище с четким пониманием, для чего это делаю. Вы не представляете, сколько талантливых ребят, обучаясь в балетной школе, не желают этого и не видят себя в профессии.

Мне же это было нужно – я захотел этого сам, и потому балет всегда остается для меня интересен, я по-прежнему хочу развиваться и достичь большего.


Выражаем благодарность ресторану Federico Fellini за предоставленное время для проведения этого интервью в уютной и приветливой атмосфере.

поделиться

поделиться


Популярное