Понедельник, 07 октября 2024

ЦБ

$ 94.87

104.74

BRENT

$ 78.14

/

7413

RTS

931.29

16+

+16

  • 30 марта 2022 13:03
  • Новость

«Никто не собирается уходить из Новосибирска»: как санкционная война повлияла на настроения иностранных инвесторов


Лента новостей

Почему нельзя национализировать иностранные предприятия на территории России, как логистика подтягивает в регион производства и чем сложная ситуация в экономике может пойти на пользу бизнесу Новосибирской области

Фото Густаво Зырянова, Сиб.фм; АИР Новосибирской области; pixabay.com

BFM-Новосибирск продолжает выяснять, как текущая мировая ситуация отразится на экономике, политике и на всех остальных сферах жизни. Руководитель агентства инвестиционного развития Новосибирской области Александр Зырянов рассказал, как изменился инвестиционный климат региона и настроения инвесторов, в том числе, западных. 

– Александр Сергеевич, как воспринимаете сложившуюся ситуацию? Она критическая, сложная, оптимистическая?
– Я бы сказал, что это сложная ситуация с большими перспективами на позитив. И не сомневаюсь, что все в итоге закончится с плюсом для нас и для российских компаний. Мы продолжим нашу работу, возможно потребуемся изменить структуру продвижения Новосибирской области, но ничего катастрофического и страшного я не вижу.

Вспомните 2014 год и санкции. Что в итоге мы получили? Кратный рост сельхозпроизводства внутри России. Мы сейчас – один из крупнейших экспортеров сельхозпродукции. Пандемийные годы тоже, как ни критически у нас было, но не упали объемы инвестиций, а на территории промышленно-логистичского парка Новосибирской области все крупные российские предприятия увеличили свои продажи. Потому что российские компании из-за локдауна и сложностей с перевозками стали искать производителей внутри страны. И у нас нет ни одного предприятия на ПЛП, которое, например, в пандемийные года не увеличили свои объемы.

– С чем закончили прошлый год?
– Мы считаем, что 2021 год отработали неплохо. Инвестиции составили порядка 11 млрд рублей, на территорию Новосибирской области зашли восемь новых компаний, и к концу года мы вышли на сумму сопровождаемых проектов порядка 60 млрд рублей – это с нарастающим итогом 2021 года. Порядка уже 6000 рабочих мест уже создано, а когда запустятся все сопровождаемые проекты, рабочих мест будет порядка 15 тысяч.

– Что значит сопровождаемые проекты? 
– Это те проекты, которые мы привлекли в предыдущие годы, 2019-2020 годах. Понятно, что серьезное предприятие за год не может построиться, и сейчас некоторые заводы либо строятся, либо у них готовится к запуску вторая очередь. Когда все построено и запущено, мы просто отходим в сторону, а компания продолжает работать дальше. А если что-то еще в процессе и нужно наше участие, мы это считаем сопровождаемым проектом. 

– Сколько всего проектов реализуется в Новосибирской области?
– Сейчас это порядка 40-50 проектов в ТОСЭРах и промышленно-логистическом парке. Также ведем переговоры по 16 крупным проектам от миллиарда и выше. Эти переговоры мы считаем возможным позитивно закончить, и эти компании придут в регион.

Восемь проектов, с которыми подписали договоры во второй половине прошлого года, сейчас находятся на проектной стадии, где-то подбираем земли. Пока что нет ни одной компании, которая нам подтвердила уход с рынка или приостановку реализации проекта. Да, где-то пересчитывают финмодель, где-то пересматривают оборудование, если было запланировано европейское, – где его можно дополнительно приобрести. Но все наши инвесторы подтверждают, что они хотят реализовать свои проекты и остаться в Новосибирской области.

Позитивный и негативный сценарий

– Это речь уже о запущенных проектах. А как воспринимаете громкие заявления иностранных компаний, что они больше никогда не будут вести бизнес и вкладывать деньги, инвестировать в Россию?
– Ну я очень сильно сомневаюсь в этом. У нас есть компании из стран, чьи заявления мы видим в новостях. И инвесторы нам неофициально говорят, что "это там, а мы здесь и хотели бы проект реализовывать". 

– Ну и наверняка все это должно прийти к тому, что рационализм должен победить эмоции?
– Я тоже думаю, что все умеют считать деньги. Смотрите, никто не увольняет сотрудников компаний, чье иностранное руководство поставило жесткое условие прекратить работу. Людей на три месяца отправляют в оплачиваемые отпуска, потому что все рассчитывают, что санкционная война быстро закончится.

– Это оптимистичный сценарий. Если ситуация будет развиваться в негативном ключе, то каким будет влияние санкций и перекрытых транспортных потоков?
– Это может отложить реализацию на какое-то время, пока компания будет вести поиск оборудования. Но давайте говорить откровенно. Любое оборудование есть от производителей Германии, Китая, Кореи. Хотите очень дорого, качественно – берете Германию, которая сейчас для нас закрыта. Хотите дешево и просто, берете Китай. То есть, я здесь не вижу больших проблем. 

На Европе и Америке свет клином не сошелся

– В какую сторону будете расширять географию сейчас, когда для нас закрылись европейские рынки? Изменится работа с компаниями-инвесторами в новых условиях?
– Мы будем по-другому продвигать Новосибирскую область, сменим акцент на рынках. Из-за того, что в последнее время перелеты были сложными, мы общаемся он-лайн через посольства, через туристические представительства. Приглашаем компании тех стран, где находятся эти турпредства, и проводим встречи с ними для новосибирских компаний. Недавно у нас было общение с Турцией. Сейчас мы планируем встречаться с Индонезией, Китаем, Кореей. Мы просто переориентируем акцент и сделаем упор на продвижение региона в других странах. Санкции против нас ввели в основном Европа и Америка, но на них свет клином не сошелся, мы будем с другими государствами работать. Ну и, конечно, помогать нашим российским инвесторам занимать ниши, которые сейчас освобождаются.

– Это расширение географии напоминает ситуацию с внутренним туризмом. Раньше все ездили в одни и те же известные места, а потом люди открыли для себя и Абхазию, и другие регионы внутри России. Экономика действует также?
– Конечно! Ну представляете, это такой рынок сбыта, 140 миллионов. Я думаю, если какая-то компания уйдет, то все мировые конкуренты увидят, что эта ниша освободилась, и с удовольствием заменят и американские, и европейские компании.

Но, с другой стороны, лично общаюсь с иностранными инвесторами. Сейчас они тоже кусают локти, потому что благодаря курсу доллара выход на наш рынок был бы для них существенно дешевле. Раньше чтобы построить завод им нужно было 100 миллионов долларов поменять на рубли, а сейчас это 70 млн долларов.

Стратегия комплексного развития

– Что будет с региональными проектами, в которых участвуют иностранные инвестиции?
– Пока мы ни от одного из инвесторов не получили официальной информации об отказе от реализации проекта. Даже в тех проектах, где мы только подбирали земельные участки, мы спросили, надо ли продолжать эту работу. Они ответили: «Да-да, у нас никаких отказов пока нет, мы продолжаем».

– Под PepsiCo была организована целая инфраструктура. Что будет с проектом, если инвестиции уйдут? 
– Я не вижу здесь никаких опасений. Если PepsiCo уйдет, всё не остановится. Я не знаю, какое руководство нашей страны примет решение, но мое мнение – мы ни в коем случае не должны национализировать никакой частный бизнес. Мы можем брать его в управление, пока они здесь отсутствуют. Только во временное пользование, чтоб не стояли эти предприятия, чтобы люди не остались без работы. Но ни в коем случае не заводить речь о национализации. Потому что иностранный бизнес – это жертва решений своего правительства. Из них никто не хотел отсюда уходить, и они по этому поводу очень сильно переживают. 

– Флагманский проект достоин того, чтобы о нем подробно рассказать. Это ведь не только газировка?
– PepsiCo объединяет более 40 брендов с объемом продаж свыше миллиарда долларов каждый в мире. Это производство чипсовой продукции, снековой. Чем нам нравится этот проект? Что вся продукция, сырье – это порядка 80 тысяч тонн картофеля в год, будет производится у нас в регионе. Это создает такую экосистему бизнеса, вокруг начинают работать доставка, логистика, производство картофеля и упаковки. То есть, этот проект тянет за собой очень много ниш и возможностей для малого и среднего бизнеса.

– Еще один бренд, который известен каждому – Nestle. И здесь тоже речь не только о шоколаде?

– Да,  проект Nestle в Новосибирской области - это завод по производству кормов для домашних животных. Объемы производства, рассчитаны, в том числе, и на экспорт из России. 
Этот проект тоже важный, потому что производство кормов – это и мясо-костная продукция, и зерновая продукция. В целях снижения себестоимости и облегчения логистики все будет производится у нас в регионе, мы сможем загрузить какие-то сельхозпредприятия в районах.


– На каких площадках разместятся новые инвесторы?
– Под две очень большие компании, «ПФО Групп» и PNK group, нашли две площадки на Северном объезде. PNK group у нас в регионе давно успешно работает, на территории промышленно-логистического парка у них есть «парк в парке», так мы это называем. Он очень оперативно, активно и качественно застроен. 

Новые площадки – это не просто 200 гектар и 100 гектар, которые компании застроят складами. Это проекты под конкретных резидентов, которые будут заниматься производством или создадут распределительные сети.

Еще одна площадка расположена за Бердском, планируем там разместить крупнейший маслозавод в России, и это тоже будут западные инвестиции.

– Упомянутый PepsiCo заточен на картофель, который производится в Новосибирской области. Производство масла явно требует молока, которое также неподалеку. Это осознанная позиция привлечения таких проектов?
– Мы действительно стараемся создавать комплексные проекты. Тот же таможенно-логистический терминал на ПЛП – один из крупнейших проектов за Уралом, до миллиона контейнеров в год. Вы можете представить, каждый день две тысячи морских, больших контейнеров – это импортная и экспортная продукция.

В настоящее время на территории ПЛП реализуют инвестпроекты 28 компаний, из них 24 являются резидентами парка. Выручка резидентов за время работы ПЛП уже превысила 31 млрд рублей. За 2021 год она составила 7,5 млрд рублей. В общей сложности на предприятиях, работающих в ПЛП, создано порядка 6 тыс. рабочих мест.

Логистический терминал – это еще один магнит, который поможет на ПЛП привлекать людей. Если раньше мы говорили, что на промышленно-логистической площадке есть вся инфраструктура, – газ, электричество, доставка, остановочные платформы, – то теперь мы новым резидентам можем говорить о полном таможенно-логистическом обслуживании. И у нас даже некоторые компании на ПЛП уже готовы отказаться от своих служб. Я думаю, с появлением таможенного терминала Новосибирск превратится в очень серьезный логистический хаб. 

Это будет жемчужина в короне. Таких площадей и комплексного обслуживания, таких объемов не может обеспечить ни Клещиха, ни транспортные компании. Плюс тут же таможня, хранение разнотемпературное, доставка любыми видами грузов.


Связь логистики и производства

– Мы уходим от имиджа Новосибирской области, как транспортного узла и исключительно перевалочной площадки? То, о чем вы говорите – это все-таки прием и переправка грузов, а новые проекты – это реальный сектор производства. По какому направлению мы движемся: в производство или в перераспределение?
– Вы знаете, очень здорово, что мы поставили логистический центр. Мы очень удачно географически расположены, и надо этим пользоваться. Никакое производство без грамотной и качественной логистики невозможно, поэтому все это совместимо. 

Так работают нормальные экономические и рыночные законы. Появляется какой-то товар, растут его продажи. Затем появляется склад, какой-то производитель, который возит их к нам и продает у нас в магазинах. Объем становится серьезным, и логистика начинает составлять значительную часть себестоимости продукции. После этого на территории открывается производство, и отпадает необходимость возить их сюда. 

– Мы уже приближаемся к тому, что скоро некуда будет развиваться или все-таки можно еще наращивать эти логистические площади и проекты?
– Конечно, они будут наращиваться. Где-то будет замещение на склады класса «А», потому что многим требуются дополнительные сервисы. Посмотрите, какой у нас РусАгроМаркет в промышленно-логистическом парке – суперсовременный, таких в России нет. Любой температурный режим, мгновенная заморозка, фасовка – все, что угодно. 

Современные предприятия будут вымещать старые. Развиваться у нас есть куда, земля для этого тоже есть. И логистика является первым шагом на пути к производству. Сначала идет логистика, продажа товаров. И когда компания видит, что объемы становятся достаточными, они зачастую принимают решение производить где-то на месте. 

– Все эти глобальные, мощные проекты требуют и привлечения людей, и их перемещения. Вы синхронизируетесь с планами развития транспортной инфраструктуры?
– Да, конечно. Естественно, что сразу на всю инфраструктуру денег нет. Но взять, к примеру, ПЛП – сейчас и губернатор, и правительство, и АИР озабочены как можно скорее сделать там развязку и расширить дорогу до первой категории. Суточный заход сегодня там порядка тысячи фур, через два года мы прогнозируем от трех до четырех тысяч фур. На однополосной или двухполосной дороге без развязки это будет очень сложно. Но уже проект есть, развязка будет, вопрос только в том, в каком году ее построят – в 2023-24 или 2025-27. 

Конечно, все это учитывается, но инфраструктура не может опережать проекты. Мы не можем государственные деньги вкладывать в автодороги и в железные дороги, не понимая, насколько они будут востребованы. Поэтому мы стараемся эти вещи запараллелить.

– Такие многомиллиардные проекты сложно представить. Как они касаются жителей региона?
– 
Они имеют отношение буквально к каждому жителю региона. Чем в итоге обернется появление продукции Nestle от местных производителей? Тем, что корма для животных станут дешевле. А с появлением терминала на миллион контейнеров сократится время в пути от товаропроизводителя до потребителя. Сейчас грузы в тот же Леруа Мерлен, Декатлон, СпортМастер идут из-за границы в Москву, даже если их производят в Китае. Там все сортируется и возвращается в Новосибирск. Представляете, какой это временной лаг и сколько это дополнительных расходов на логистику!? Когда появится такой терминал, все это пойдет напрямую от производителей в Новосибирск.

– Как происходит работа с предприятиями, которые хотели бы что-то открыть или воспользоваться уже существующими площадками?
– Все просто. Они приходят к нам, рассказывают, что бы они хотели сделать: расшириться либо открыть новое производство. Мы им рассказываем, что для этого нужно, какие меры господдержки есть, чем мы их можем поддержать. Выясняем, какие нужны площади и инфраструктура: газ, электричество и все это подбираем. Если нужны партнеры, то мы даем им контакты – у нас есть 500 разных структур. Мы работаем с Новосибирским банковским клубом, и если нужно финансирование, можем оперативно с ним связаться, созвать банки, попросить их оперативно поддержать проекты. Мы не говорим: «вот в этом мы вам поможем, а остальное сами». Мы бегаем, решаем возникающие вопросы. Судя по отзывам инвесторов, у нас это получается неплохо.

Хочу добавить, что постоянно появляются новые экономические ниши, в которые бизнесу можно переориентироваться. В ближайшее время импульс получит внутренний туризм – программы кешбэка, новые объекты. Креативная индустрия, газомоторное топливо… – что-то отмирает, но что-то новое и появляется сразу. 

поделиться

поделиться


Популярное