Вторник, 15 октября 2024

• 22 февраля 2024 10:39

В Норильске отчитались о большой научной экспедиции

«Норникель» и Сибирское отделение Российской академии наук провели общественные слушания по итогам Большой научной экспедиции 2023 г.

Ученые, экологи, бизнес и власть обсудили вопросы. Автор фото: Ольга Лобачева.

Компания осознает, насколько важно поддерживать разнообразие видов на планете, потому что это необходимо для поддержания жизни на ней.

В общественных слушаниях на площадке Заповедного посольства в парке «Зарядье» при поддержке Общественной палаты России участвовали ученые, экологи, представители федеральных и региональных органов власти, бизнеса и российских природных заповедников.

Мероприятие стало частью программы большого художественно-просветительского проекта «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Он посвящен исследованию Российской Арктики и представляет собой первую системную попытку переосмыслить научные исследования Заполярья, где работают предприятия компании, через культурный контекст и художественные образы.

Совместная работа «Норникеля» и ученых по оценке биоразнообразия стартовала в 2022 г. Экспедиция охватывает Красноярский край, Мурманскую область и Забайкальский край. В 2023 г. в экспедиции было задействовано более 100 ученых из семи исследовательских организаций Российской академии наук, а также специалисты других институтов.

Ученые увидели большое разнообразие флоры и фауны на обследуемой территории: они обнаружили 1 371 вид ключевых групп организмов. В наземных экосистемах зарегистрировано 1 039 видов, а в водных — 332.

В районе исследований ученые нашли 32 охраняемых вида, среди которых 19 видов растений и 13 видов животных. В ходе работ по изучению биоразнообразия наземных и водных экосистем в 2023 г. специалисты дополнительно проанализировали процессы миграции тяжелых металлов из отвалов пород, уточнили границы поясов воздействия и данные предыдущего года исследований.

В наземных экосистемах радиус зоны воздействия объектов компании составил до 10 км, местами 15 км, заключили исследователи.

К основным негативным факторам воздействия на окружающую среду ученые отнесли отчуждение территорий, выбросы диоксида серы и хозяйственно-бытовые стоки.

В 2023 г. исследователи подтвердили информацию обо всех видах-индикаторах, идентифицированных в 2022 г. Список индикаторов, составляющих интегральный показатель состояния экосистем, также пополнился.

Исследования 2023 г. подарили и большие научные открытия. Специалисты обнаружили в районе Большого Норильска неизвестного ранее жука. По решению ученых назвать долгоносика должны были жители Норильска и сотрудники компании. В январе норильчане на сайте медиакомпании «Северный город» присылали варианты имени, после чего сформировался шорт-лист из самых интересных и часто предлагаемых, среди которых жук-горняк, северный слон, норик, таймырский следопыт, норжук, североносик и др. По итогам финального голосования победителем стал путоранчик — именно за эту идею горожане отдали больше всего голосов. Теперь в мире насекомых появился жук, имя которого будет напоминать об уникальном природном заповеднике «Плато Путорана».

В 2023 г. ученые привлекали к работе волонтеров. Такая практика продолжится.

Станислав Селезнев, вице-президент «Норникеля» по экологии и промышленной безопасности, прокомментировал: «Большая научная экспедиция в 2023 г. подтвердила либо опровергла теории и гипотезы, которые были на первом этапе. Сейчас можно говорить уже о системности этих исследований. Нужно продолжать их дальше для того, чтобы у компании была научно обоснованная уверенность в том, что нам нужно делать, чтобы поддерживать биоразнообразие и сводить к минимуму воздействие наших предприятий на природу».

Виктор Глупов, руководитель исследований, член-корреспондент РАН, прокомментировал: «Исследования помогли нам получить действительно интересный научный результат, который можно будет внедрить в практику бережного природопользования и охраны природы в зоне деятельности крупных промышленных предприятий. Наблюдения необходимо продолжать, потому что арктическая экосистема очень большая и медленно развивается по принципу волн. Для того чтобы засечь эти волны, нужны длительные и масштабные по охвату научные исследования».

Полученные учеными данные лягут в основу корпоративной системы управления воздействием на биоразнообразие, а также будут использоваться для разработки программ по его сохранению и мониторингу.

Компания публикует результаты исследований в отрытом доступе в адаптированном для широкой аудитории виде и популяризирует тему ответственного отношения к хрупким экосистемам.