Понедельник, 29 апреля 2024

ЦБ

$ 91.78

98.03

BRENT

$ 89.07

/

8174

RTS

1182.25

16+

+16

  • 22 февраля 2023 08:44
  • Cпецпроект

Опровергаем мифы об органических продуктах вместе с экспертом Анной Алябьевой


Лента новостей

Какие предубеждения существуют насчет органических продуктов питания? Хватит ли такой еды на всех и почему в СССР других продуктов просто не знали? С чего нужно начинать человеку, решившемуся перейти на органику? Об этом светскому обозревателю BFM-Новосибирск Ирине Мжельской рассказала в рубрике «Советы эксперта» специалист по экологичной продукции Анна Алябьева.

Анна АЛЯБЬЕВА. Здесь и далее изображения предоставлены автором и www.green-club.su

 

Ирина МЖЕЛЬСКАЯ: Тренд на употребление органических продуктов питания набирает обороты и в России, и во всем мире. Однако на пути потребителей таких товаров встают гринвошеры – недобросовестные производители, которые используют приемы «зеленого» пиара без всяких на то оснований. Они активно используют на упаковке слова «БИО», «ЭКО» и «ОРГАНИК», придумывают собственные «стандарты» и задирают цену на свои товары.

Разобраться в экомаркировках и прояснить разницу между ними нам поможет эксперт Анна Алябьева – создатель и руководитель проекта по осознанному потреблению @info_green_washing и блога www.green-club.su, первооткрыватель новых перспектив рынка эко- и органики, мастер-коммуникатор от производителя и ритейла к покупателю.

Развенчивание мифов

Встречается целый ряд убеждений об органических продуктах питания. Некоторые из них вполне обоснованы, но многие являются мифами.

ВОЗРАЖЕНИЕ №1: «Органика – это маркетинг, и на самом деле ее не существует»

Некоторые люди слышали слово «органик», но ничего про это не знают. Он уверены, что сертификаты просто покупаются, а вся тема затеяна для зарабатывания денег. По их мнению, на органическую продукцию задирают цены, хотя нет никакой разницы между ней, урожаем со своего огорода или обычной едой из магазина.

Доказательством о реальности органики служит факт принятия в России закона №280-ФЗ. Сомневающемуся человеку надо просто ознакомиться с этим документом, и для него многое прояснится. Тогда ему станет понятно, насколько жесткие критерии используются для получения органического сертификата. Проверятся все, начиная от земли, семян и удобрений и заканчивая близлежащими территориями, логистикой и упаковкой. И этот процесс действительно очень дорогой.

ВОЗРАЖЕНИЕ №2: «Органику сложно найти»

С этим я согласна. Фреш-органику – то есть свежие органические фрукты и овощи (даже в сезон), молочку, мясо птицы – и вправду тяжело отыскать. Гораздо проще найти органические консервы, сладости, крупы.

Однако есть надежда, что со временем в России появятся целые супермаркеты, которые будут специализироваться на органике. Как это произошло, например, в Германии с сетью Alnatura.

ВОЗРАЖЕНИЕ №3: «Органика – это всегда дорого»

И в самом деле, цены на органику превышают стоимость стандартных продуктов. Здесь нужно смотреть на отдельные категории продуктов. Так, органическое мясо птицы сложно сделать дешевле, потому что для ее выращивания требуются совсем другие условия. А вот картошку, рис, пшеничную и ржаную муку по ценам реально приблизить к несертифицированным продуктам.

В тех же немецких Alnatura средняя наценка составляет не более 20-25%. Обычным магазинам сложно этому соответствовать из-за скромных объемов органики. Но если неорганическое молоко стоит 70 рублей, а органическое – 130, то, наверное, эта разница приемлема с учетом понимания, какой продукт ты покупаешь.

Не стоит забывать и про маркетплейсы с их акциями, когда консервированную органику можно купить по очень выгодным ценам.


Анна АЛЯБЬЕВА

ВОЗРАЖЕНИЕ №4: «Органики на всех не хватит»

Недавно мы опровергли это мнение во время прямого эфира с Иваном Гараевым, директором Института органического сельского хозяйства. Оказывается, в Советском Союзе были повсеместно распространены органические продукты, выращенные на чистых землях с использованием биологических удобрений. Имелись свои наработки, работали НИИ. В СССР органических продуктов питания хватало на всех.

Во время перестройки все изменилось, началось массовое использование химических удобрений в угоду мировым корпорациям. После развала Союза были утеряны последние связи с органическим земледелием, студентам перестали давать прежние знания. И сегодняшние фермеры много знают про химию, но практически ничего про биологические удобрения.

Сейчас перед нами стоит глобальная задача по возвращению к старым сельскохозяйственным традициям. Нужно мощное финансирование на разработку новых удобрений, переквалификацию кадров и популяризацию всей тематики. Следует научить людей бережно относиться к земле и понимать ценность выращиваемых продуктов. Другого пути у нас нет.

Советы по переходу на органические продукты питания

Я советую человеку, нацеленному на органику, разобраться в маркировках и сформировать свою продуктовую органическую корзину. Разумеется, всеми силами избегать гринвошинга – этого черного маркетинга, паразита органического рынка.

Сборку корзины можно начать с замены пяти наиболее актуальных продуктов. Мой путь был таким:

  1. Рис. Следует помнить, что неорганический рис всегда выращивается на химии и содержит повышенное содержание мышьяка. При частом потреблении риса это может стать критичным.

  2. Кофе и какао-продукты, в том числе шоколад. В употребление органических продуктов заложена еще и социальная составляющая. Сертифицированная органика гарантирует, что при сборе кофейных зерен и какао-бобов не используется детский труд, а работающие мужчины и женщины получают достойную зарплату.

  3. Молочные продукты. Одна из наиболее часто употребляемых категорий.

  4. Фреш – фрукты, овощи, мясо. Если получится заменить эту категорию на органическую – будет просто идеально.

  5. Злаковые – мука, хлебобулочные изделия.

Читайте также: «Какие экостандарты на продукты и косметику актуальны в России – эксперт Анна Алябьева»;

«Как не попасться на уловки гринвошеров – инструкция от Анны Алябьевой для ценителей натуральных товаров».

поделиться

поделиться


Популярное