Четверг, 26 декабря 2024

ЦБ

$ 99.61

103.94

BRENT

$ 73.86

/

7357

RTS

877.49

16+

+16

  • 01 февраля 2023 09:44
  • Cпецпроект

Как не попасться на уловки гринвошеров – инструкция для ценителей натуральных товаров


Лента новостей

Как отличить честный экологичный товар от гринвошинга? Реально ли купить в магазине органику, не подкрепленную сертификатами? Какие бывают экологические стандарты и в чем их различия? Об этом светскому обозревателю BFM-Новосибирск Ирине Мжельской рассказала в рубрике «Советы эксперта» специалист по экологичной продукции Анна Алябьева.

Анна АЛЯБЬЕВА. Здесь и далее изображения предоставлены автором и www.green-club.su

 

Ирина МЖЕЛЬСКАЯ: Гринвошинг – явление, присущее всему миру. Нечестные производители, называемые гринвошерами (от англ. greenwashing, по аналогии с whitewash – «отбеливание»), практикуют форму экологического маркетинга, в которой обильно применяют «зеленый» пиар и приписывают своему товару несуществующие свойства.

В России действуют проект по осознанному потреблению @info_green_washing и блог www.green-club.su под руководством известного эксперта по экологичной продукции Анны Алябьевой. Ранее в интервью BFM-Новосибирск она подробно рассказала, кто такие гринвошеры и какие приемы они используют для обмана покупателей (ищите ссылку на интервью в конце этого материала). Сегодня Анна в рамках рубрики «Советы эксперта» создала для наших читателей целую инструкцию, как отличить товары гринвошеров от действительно полезной органической продукции.

Способы отличить честный экологичный товар от подделки

Давайте рассмотрим явные признаки гринвошинга, когда нечестный производитель вводит потребителя в заблуждение относительно свойств своей продукции, паразитируя на ее мнимой экологичности.

Основные признаки гринвошинга

  1. На упаковке выделены надписи или маркировки: «ЭКО», «БИО», «ОРГАНИК», «НАТУРАЛЬНОЕ», «ОРГАНИЧЕСКОЕ», «NATURAL», «ECO», «ORGANIC», «BIO», «ФИТО», «GREEN». А еще много зеленых листочков, деревья, цветы и т.д. Это первый и самый яркий признак!

  2. Указан неполный состав. Несведущему человеку трудно это подметить. Например, в составе есть вода и нет консерванта, присутствует резкий запах (допустим, цветочный) и не указан Perfum (Perfume, Fragrance, ароматизатор, парфюмерная композиция).

  3. Часто ингредиент прописывают не по международной номенклатуре INCI. Например, консервант, эмульгатор, мыльная основа, пеногаситель, комплекс активных ингредиентов – без конкретики. Но следует помнить, что в России разрешено указывать вид компонента (только в бытовой химии) без расшифровки.

  4. На упаковке крупными буквами расписаны активные полезные компоненты. А мелкими – состав, который можно прочитать только с лупой.

  5. Ингредиенты в составе указаны не по порядку, хотя должны идти от большего к меньшему содержанию в составе.

  6. Ложный знак несуществующей экомаркировки. Любимый трюк производителей-гринвошеров.

  7. Указан реальный экосертификат, хотя по факту производитель его не получал. Такое явление называется «черный гринвошинг». Проверить наличие сертификата можно на сайте этого стандарта.


Ложные знаки и обещания, которыми гринвошеры подманивают покупателей

Категории продуктов, продаваемых в России

Сразу оговорюсь, что стопроцентно чистого экологического товара не существует! Потому что его производство так и или иначе наносит ущерб окружающей среде.

Все продукты питания можно поделить на четыре категории.

Первая категория – это органические товары. Таковой может называться только продукция, которая прошла независимую сертификацию. Самый известный европейский сертификат – EURO-LEAF («Евролист»), признанный у себя дома на государственном уровне. Также есть международный сертификат Demeter – с еще более высокими требованиями. Достаточно узнаваем в России американский стандарт USDA organic. Существует и российский стандарт «Органик» (ГОСТ 33980-2016), признанный государством (закон 280-ФЗ об органической продукции). Его зеленый листочек тоже успел обрести большую известность.


Примеры настоящих экомаркировок для продуктов питания

Все эти стандарты разработаны для продуктов питания. В косметике действует своя система сертификации.

Вторая категория – это натуральные продукты питания. Они отличаются чистым составом без критичных ингредиентов. В основном это нежелательные E-добавки. Попадая в организм, они оказывают на него дополнительную нагрузку, которой лучше избегать. Но бывают и безвредные E-добавки.

Согласно данным Минздрава РФ, к особо опасным относятся Е510, Е513, Е527, к опасным и запрещеннымЕ102, Е104, Е110, Е120-124, Е127-129, Е131-133, Е142, Е151, Е153-155, Е173-175, Е180; Е214-217, Е219, Е226, Е227, Е230, Е231, Е233, Е236-240, Е249-252, Е296, Е320, Е321, Е620, Е621, Е627, Е631, Е635, Е924а-b, Е926, Е951, Е952, Е954, Е957.

Роспотребнадзор добавляет, что по-настоящему безвредными можно назвать лишь небольшое количество пищевых добавок, но даже их врачи не рекомендуют употреблять детям до 5 лет. К таким добавкам относятся:

  • Е100 – куркумин (краситель), содержится в порошке кэрри, соусах, готовых блюдах с рисом, варенье, кандированных фруктах, рыбных паштетах;
  • Е363 – янтарная кислота (подкислитель), содержится в десертах, супах, бульонах, сухих напитках;
  • Е504 – карбонат магния (разрыхлитель теста), может содержаться в сыре, жевательной резинке, пищевой соли.

Третья категория – это гринвошинг. Как правило, такие предприниматели, необоснованно размещая слова «эко» и зеленые листочки на свои продукты, попутно повышают на них цену. Подкармливая нечестных производителей, мы поощряем это явление к развитию. Но зачем платить за обман? Лучше предпочесть простой и честный товар.

Четвертая категория – это обычные товары, которые встречаются в любом магазине и стоят на всех полках.


Анна АЛЯБЬЕВА

Выделяя четыре категории товаров, я подразумеваю продукты питания, хотя сказанное в полной мере справедливо и для прочей продукции. Человек сам в ответе за то, что покупает и куда обращен его фокус внимания. Найти органические и натуральные продукты в российских магазинах сегодня непросто. Но если поискать, то можно найти их даже в ритейле и на маркетплейсах.

Купить экологически чистый товар без сертификата – реально

У продукта может быть хороший состав, качественное сырье, но отсутствовать органический сертификат. Отличить такой товар можно, внимательно читая упаковку. Бытует мнение, что производитель волен написать на обертке что угодно, но это не так. Как правило, в 99% случаев на продуктах питания указан истинный состав. Соответствие проверяется госслужбами, и проще указать даже не самый лучший ингредиент, чем его замолчать.

Случаются и досадные оплошности. Например, продается шоколадный батончик с хорошим составом, но с незаконно написанным словом «органик» на упаковке. По факту это можно отнести к гринвошингу с дешевым способом привлечь внимание к добротному продукту.


В следующей части я расскажу о российском стандарте для органических продуктов питания и актуальных в России зарубежных экомаркировках. Мы узнаем, в чем разница между ними и какую ответственность несут гринвошеры за свои обманы.


Читайте также наше интервью с Анной Алябьевой «Гринвошинг – всегда нечестная игра!».

поделиться

поделиться


Популярное