Среда, 15 мая 2024

ЦБ

$ 91.36

98.67

BRENT

$ 82.79

/

7563

RTS

1194.63

16+

+16

  • 09 февраля 2023 10:15
  • Cпецпроект

Какие экостандарты на продукты и косметику актуальны в России – эксперт Анна Алябьева


Лента новостей

Сколько экомаркировок используются на товарах, продаваемых в России? Не уступает ли российский знак качества зарубежным аналогам? Кто контролирует соблюдение всех правил и какая ответственность грозит нечестным производителям? Об этом светскому обозревателю BFM-Новосибирск Ирине Мжельской рассказала в рубрике «Советы эксперта» специалист по экологичной продукции Анна Алябьева.

Анна АЛЯБЬЕВА. Здесь и далее изображения предоставлены автором и www.green-club.su

 

Ирина МЖЕЛЬСКАЯ: В России и мире действует большое разнообразие экологических стандартов и маркировок, в которых легко запутаться непосвященному потребителю. Ситуацию усложняют гринвошеры – недобросовестные производители, использующие приемы «зеленого» пиара без всяких на то оснований. Они активно используют на упаковке слова «БИО», «ЭКО» и «ОРГАНИК», придумывают собственные «стандарты» и задирают цену на свои товары.

Разобраться в экомаркировках и прояснить разницу между ними нам поможет эксперт Анна Алябьева – создатель и руководитель проекта по осознанному потреблению @info_green_washing и блога www.green-club.su, первооткрыватель новых перспектив рынка эко- и органики, мастер-коммуникатор от производителя и ритейла к покупателю.

Принятые в России стандарты

Для продуктов питания, косметики и бытовых средств есть свои стандарты, сертификаты и, соответственно, сертифицирующие органы.

Если говорить про продукты питания, то в 2020 году в России вступил в силу федеральный закон об органической продукции №280. Годом ранее Национальный органический союз разработал и передал Минсельхозу РФ новый знак качества и стандарт. Они маркирует исключительно те продукты, которые изготовлены в соответствии с ФЗ-280. После этого стал обязательным стандарт, гарантирующий органическое происхождение продукции – ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства». Только сертификация по данному стандарту дает право официально называть продукты питания органическими и маркировать их знаком «органик/organic».

Из 280-ФЗ следует, что маркировка состоит из трех частей.

  • Слово «органический» или производное от него.
  • Бело-зеленый или черно-белый значок, на котором изображены лист и надпись «органик» или «organic».
  • QR-код, помогающий потребителям проверить правомерность и срок действия сертификата.

Актуальные в России зарубежные стандарты

В нашей стране актуален целый ряд зарубежных стандартов, наиболее значимые из которых – EURO-LEAF, Demeter и USDA organic.

Экомаркировка продуктов питания

  • Европейский «Евролист»;
  • международный Demeter;
  • американский USDA Organic;
  • немецкий BIO;
  • французский AB (Agriculture Biologique);
  • шведский KRAV;
  • финский Luomu и другие национальные знаки.


Примеры экомаркировок для продуктов питания

Экомаркировка косметических и бытовых средств

Здесь выделяются известные европейские стандарты COSMOS NATURAL и COSMOS ORGANIC.

При поиске максимально экологичной продукции, произведенной без агрессивной химии (как в составе, так и при выращивании ингредиентов), следует ориентироваться на следующие маркировки:

  • BDIH;
  • Ecocert;
  • Cosmebio;
  • Soil Association;
  • ICEA;
  • NaTrue;
  • Eco Garantie;
  • Australian Certified Organic;
  • USDA Organic.

! Под ними должна находиться надпись COSMOS ORGANIC.

! Если косметика практически не содержит синтетических добавок, но растения для нее выращены не по принципам органического земледелия, а традиционным способом, то она будет маркирована стандартом COSMOS NATURAL.

Маркировки в этом случае будут почти такие же, как выше, но другого цвета и со словом «natural» вместо «organic»:

  • BDIH;
  • Ecocert;
  • Cosmebio;
  • Soil Association;
  • ICEA.

На них можно ориентироваться, покупая продукцию в России, тем более что некоторые российские производители тоже имеют эти сертификаты. Наличие знака экомаркировки на упаковке практически гарантирует, что средство экологичное, натуральное или органическое. Следовательно, можно не вчитываться в состав и не искать подвох гринвошинга.

! Нужно помнить, что любимым трюком гринвошеров является применение ложного знака несуществующей экомаркировки. Также они могут указать реальный экосертификат, хотя по факту его не получали. Проверить наличие сертификата можно на сайте этого стандарта.

Разница между российским и зарубежными экостандартами

«Евролист» и российский органический стандарт ГОСТ 33980-2016 очень похожи и не несут какой-то принципиальной разницы. Но между ними нет взаимного признания. Поэтому все европейские продукты с маркировкой «органический», согласно закону, должны проходить у нас дополнительную сертификацию по отечественному стандарту.

Конечно, это вносит свою путаницу. Европейские производители не хотят нести повторные траты по сертификации. Есть и российские производители, которые ранее сертифицировались по европейским стандартам, в том числе для экспорта, и теперь в раздумьях, нужен ли им российский сертификат.

Кто имеет право на введение стандарта

Может ли любой желающий завести свой стандарт или это не так-то просто? Слова «органический» и на русском, и на английском языках применительно к продуктам питания защищены в России на уровне государства. Их нельзя присвоить любому продукту лишь по прихоти производителя. Но это не распространяется на косметику и бытовые средства.

До недавнего времени существовало много малоизвестных организаций, раздававших производителям листочки и статусы со словами  «натуральный», «экологичный» и «органический». Неизвестно, по каким критериям они это делали, но деньги собирали исправно. Я не владею информацией, сохранились ли эти организации сейчас и насколько их услуги востребованы. Учитывая, что зеленая тема набирает обороты и гринвошинг процветает, это не исключено. Однако я рекомендую производителям не платить за такие «стандарты».


Пример гринвошинга

Ответственность производителей и продавцов

Произвольное размещение слов «органик» или «organic» на упаковке пищевой продукции, произведенной после 1 января 2020 года без прохождения сертификации, является незаконным. Административная ответственность подразумевает штраф в 100-500 тысяч рублей и касается не только недобросовестных производителей, но и продавцов, выставляющих такую продукцию на своих полках.

К сожалению, призвать к ответственности компании, которые «гринвошат» и безосновательно указывают слово «органический» на продуктах питания, достаточно сложно. Но в практике уже известно несколько таких случаев. Недавно Союз органического земледелия, объединяющий и поддерживающий всех органиков в России, выиграл суд у компании «Стандарт», которая самовольно писала на своей водке* слово «органик». В итоге им присудили штраф. Увы, этого мало, и в магазинах по-прежнему часто встречается незаконное использование слова «органик».

*Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.

В следующей части я расскажу о распространенных мифах, существующих вокруг органических продуктов, и опровергну некоторые из них. Также мы узнаем, с каких шагов надо начинать человеку, решившемуся перейти на органику.


Читайте также: «Как не попасться на уловки гринвошеров – инструкция для ценителей натуральных товаров».

поделиться

поделиться


Популярное