- 10 мая 2023 18:10
- Интервью
«Случаев травли в новосибирских школах много» – юрист Евгения Бондаренко прокомментировала забастовку в гимназии №10
Лента новостей
Эксперты говорят, что беспрецедентная история еще раз показала, что у современной школы практически нет инструментов для решения сложных конфликтов
фото gpointstudio с сайта ru.freepik.com10 мая в новосибирской гимназии №10 завершилась забастовка учеников третьего класса, которая длилась более трех недель. Школьники не посещали занятия из-за конфликта между матерью одной из учениц и классного руководителя. В этот конфликт в итоге оказался втянут весь класс. Стороны обвиняли друг друга в организации травли и провокациях. Управляющий партнер юридической компании «Юсконсалт» Евгения Бондаренко в интервью BFM-Новосибирск рассказала о том, почему школьные конфликты становятся все более затяжными и опасными, и почему с ними быстро не могут справиться ни чиновники, ни правоохранительные органы.
– Забастовку в Новосибирской школе назвали беспрецедентными случаем не только для региона, но и для страны. Какую правовую оценку можно дать этой ситуации?
Бастующих классов в наших школах действительно не было. По крайней мере, в публичной плоскости мы не видели таких историй. Если что-то похожее где-то и происходило, то оно оставалось в школьных стенах. Сама по себе забастовка в оценках Минобра была нарушением права детей на образование. Но, на мой взгляд, не менее серьезный вопрос это причина забастовки. Мы не знаем всех подробностей. Но учитывая, что говорят участники конфликта, мы видим, что он длится долго, и никто не может положить ему конец. И это действительно огромная проблема современной школы. Случаев травли и таких конфликтов много. И часто создается ощущение, что это безвыходные ситуации.
Фото с сайта ru.freepik.com
– Почему они безвыходные? У школ нет возможностей или желания решать конфликты?
У школ фактически нет инструментов для решения. Точнее, их очень мало и они не всегда применимы. Многие родители расскажут вам истории о буллинге в отношении детей, в отношении учителей. Это чуть ли ни во всех школах происходит, в том числе и в престижных. В классе у моего ребенка (тоже гимназия, но не «десятка») был конфликт с одним из учеников. Он третировал весь класс, издевался над учителем. При этом его родители не хотели ни переводить его в другой класс или школу, ни на домашнее обучение. А без их желания и заявления практически ничего сделать нельзя. Потому что у ребенка право на образование.
На самом деле, сделать какие-то шаги можно – нужно все фиксировать, правильно оформлять документы, сообщать в комиссию по делам несовершеннолетних обо всех случаях с признаками правонарушения. Но школа часто предпочитает ждать, что всё уляжется как-то само собой. И, конечно, стоит как можно раньше садится за стол переговоров, если возникает конфликт, привлекать к этому психологов.
Если конфликт уже не возможно урегулировать миром, то есть такие инструменты, как защита чести и достоинства, привлечение к ответственности за оскорбление и клевету.
Фото master1305 с сайта ru.freeepik.com
– Получается, что права есть у всех, но никто не защищен?
Да, ни ученики, ни учителя. Одна из причин в том, что школа теперь оказывает образовательные услуги. Школьники и их родители точно знают, какие у них права. Про обязанности говорят значительно реже. Стоит добавить про общий уровень агрессии и напряженности в обществе. Он увеличивается, конфликты даже в младших классах становятся всё серьезнее. Когда речь о подростках, там всё еще больше усложняется. Зачинщиками конфликтов, травли могут выступать и сами дети, и их родители, и учителя.
– Что в таких не радужных условиях должны делать родители и школа?
– Стараться быть мудрыми взрослыми – это, наверное, главное. Законодательная база, я думаю, тоже будет меняться. Хоть это и не быстрый процесс. Но он уже начался: все эти нововведения, которые касаются воспитательной составляющей, по сути, являются попыткой изменить ситуацию в российских школах.
При приеме детей в школу необходимо знакомить с уставом школы (не просто брать подпись об ознакомлении, а знакомить с уставом), а также предупреждать о последствиях его нарушения (вплоть до исключения). Знакомить с уставом нужно не только родителей, но и детей.
Если школа получала какие-то денежные средства в попечительский совет, то также желательно доносить информацию до родителей о том, что в случае исключения и нарушений правил взнос не возвращается.
Также необходимо доносить и самим транслировать ценности детям и взрослым, чтобы дети в коллективе сами могли этот процесс регулировать. Проводить профилактику конфликтов (встречи не для галочки), реагировать должным образом (вносить записи в журналы в том виде, как это было в действительности).
А при возникновении конфликтов не «топить проблему», а пытаться ее урегулировать миром. Если сделать это невозможно даже с включением всех инструментов – комиссий, жалоб, внешних комиссий, предложением, стоит перевести своего ребенка в другой класс или даже школу.
Рекомендуем:
Популярное
Погибли 23 человека: годовщина авиакатастрофы с ИЛ-12 под Новосибирском
Эксперт из Новосибирска рассказал о том, будет ли мобилизация в декабре 2024
Стихийный мемориал появился на месте ДТП в Новосибирске, где погиб малыш
Паблики и СМИ сообщили о давке в баре в центре Новосибирска
В Новосибирской области поезд врезался в грузовик
Последние новости