+16

  • 25 ноября 2022 16:00
  • Новость

Предприниматели Новосибирска массово продают и покупают франшизы на Авито: основные тренды и советы экспертов платформы


Лента новостей

В 2022 году в Новосибирске динамика спроса и предложения в категории «Готовый бизнес и оборудование» выросло на 50%, что превышает общероссийский показатель. Авито планирует развивать это направление и создавать дополнительные возможности для бизнеса

фото предоставлено Ильей Дудковским

В Новосибирске, по данным на 10 ноября, на Авито было размещено 1381 объявление о продаже готового бизнеса и франшиз. Бизнесмены говорят об удобстве инструментов Авито для оценки спроса и формирования пула потенциальных покупателей. Среди бизнесов, которые сейчас продаются на интернет-ресурсе есть предприятия, которые оценивают более чем в 1 миллиард рублей, есть современные теннисные корты за сотни миллионов рублей, небольшие кафе и еще сотни вариантов в разных ценовых категориях.

Илья Дудковский, руководитель макрокатегорий Авито “Готовый бизнес и франчайзинг” и “Оборудование и товары для бизнеса” рассказал BFM-Новосибирск о том, как устроена продажа бизнесов на популярной платформе, как решаются вопросы безопасности и том, какие сервисы для предпринимателей собираются внедрять.

- Илья, давайте начнем с истории. Как категория "готовый бизнес" появилась на Авито?
 
-Как самостоятельная “Готовый бизнес” на Авито появился еще в 2016 году в качестве эксперимента. На тот момент на международных площадках бизнес уже выставляли на продажу. С тех пор она категория "Готовый бизнес и оборудование" потихоньку развивалась. Сейчас мы начинаем системно развивать это направление, и у Авито в этой части большие планы.
 
 - Казалось бы, еще несколько лет назад все думали, что это верх легкомыслия, покупать готовый бизнес в интернете. Сервис Авито сейчас такую возможность предоставляет. Расскажите, какие бизнесы продаются, покупаются и насколько это вообще просто сделать.

- 15 лет назад готовый бизнес в интернете никто не покупал. Но все быстро развивается. Сейчас Авито - это широкая платформа, и на ней есть большой выбор предложений. Можно найти предложения по покупке франшизы или приобретению готового бизнеса. Ценовой диапазон - от 100 тысяч рублей до 3 млрд. рублей. Даже достаточно крупные бизнесы можно найти. 

- Есть ли какая-то отраслевая привязка, можно ли выделить категории бизнеса, которые чаще других продаются и покупаются через Авито?

- Конечно, такие категории есть. Надо понимать, что Авито - популярная платформа, которой ежемесячно пользуются более 80 миллионов человек. Через нее проходит большое количество людей. Самые часто продаваемые сферы на Авито в Новосибирске аналогичны общероссийским: предприятия сферы услуг, магазины и пункты выдачи заказов (ПВЗ), а также общепит. Франшизами компаний из сферы услуг Новосибирские предприниматели интересовались на 52% чаще, чем в прошлом году, общепита - на 86% активнее, а франшизами магазинов и ПВЗ - на 40% больше. 

- Как Новосибирск выглядит с этой точки  зрения? Насколько активны наши бизнесмены на Авито? Может быть, есть какие-то наши известные франшизы, которые у вас уже размещаются? 
 
- Тренды в Новосибирске схожи с общероссийскими. Но по показателю динамики спроса в Новосибирске он чуть выше, чем в целом по стране. Это означает, что в среднем на каждое выложенное объявление в Новосибирске на  0,5 просмотров в месяц больше, чем по всей России, это говорит о том, что в Новосибирске есть активный запрос на инвестирование во франшизы и готовый бизнес. Если посмотреть в разрезе отраслей и сфер, в которых больше всего представлены какие-то бизнесы и франшизы, то это все те же, которые я называл: общепит, сфера услуг, точки выдачи заказов. Чем объясняется смещение спроса на онлайн-каналы продаж на примере Авито. Мы видим в Новосибирске активный рост за последний год в направлении спроса – прирост более 50%. 
 
- Как обеспечивается безопасность? От чего вы можете защитить покупателя и продавца? 
 
- У нас двухэтапная система отсечения недобросовестных объявлений и продавцов. Первое - это автоматическое отсечение, которое действует на основе алгоритмов машинного обучения. Система, благодаря накопленной базе знаний, позволяет в автоматическом режиме определять объявления, которые нарушают правила, и блокировать их. Если система сомневается, она передает объявление на ручную проверку. А дальше действует команда модерации. За чистотой контента на Авито следит команда из 500 человек. Алгоритмы отслеживают также все действия пользователей, определяют отклонения от заданного сценария. Например, если система подозревает, что к профилю поступил доступ посторонний, она отправляет его на дополнительную проверку. Если в чате у пользователя запрашивают персональные данные – высылает предупреждение об опасности. А если пытаются отправить фишинговую ссылку - блокирует сообщение.
 
- В части обеспечения безопасности наблюдают ли специалисты Авито за прохождением сделки, в том числе, когда это очень серьезная сделка и речь идет о больших суммах?

- Это хороший вопрос. В первую очередь, наша задача – знакомить людей, убедившись перед этим, что это реальные люди и компании, и они действительно имеют то, что собираются продать. Но в то же время у нас есть планы по развитию этого направления, которые в том числе включают консультационные услуги в проведении сделок для предпринимателей с недостаточным опытом или экспертизой для правильного выбора бизнеса. Мы видим это как рекомендации наших проверенных партнеров, которые смогут качественно сопровождать сделку. 

Если говорить про текущий момент, то уже сейчас мы следим, чтобы в объявлении была указана достоверная информация, и реагируем на сигналы, если условия сделки нарушаются. Также мы разработали систему добровольных проверок для подтверждения подлинности профиля - например, по реквизитам компании. Покупатель не видит сами данные, но он видит бейджик, что реквизиты компании проверены. И это выступает дополнительной гарантией того, что компания действительно существует.

-Каким вы видите развитие этого направления?

- Мы хотим предоставить более удобный сервис и той, и другой стороной. Дополнительные фильтры  по окупаемости, доходности бизнесов. В будущем планируем предоставлять помощь в оценке бизнесов. Например, подборка партнеров проверенных, которые могли бы вести сделки по купле/продаже. 
 
- Предполагается какое-то индивидуальное консультирование или автоматическое? 
 
- Мы прорабатываем сейчас этот вопрос. Но так как через нас проходит десятки тысяч, а то и сотни тысяч людей, то конечно хочется максимально все автоматизировать и просто делать рекомендательные движки. Чтобы система сама отмечала, что вот эти партнеры проверены, и если вы покупаете бизнес, то вы можете обратиться к ним через Авито и получить какие-то спецусловия. 
 
- А как тут могут проверяться партнеры? По каким параметрам: сколько раз франшизу купили, экономические результаты или что-то еще?
 
- Мы начинаем партнерство, пока не могу раскрывать все детали, но это очень уважаемая ассоциация в мире франчайзинга. Она нам поможет еще лучше отсекать недобросовестных продавцов франшиз. Если мы говорим про готовый бизнес, то там есть история с так называемыми бизнес-брокерами и агентствами, которые оказывают эти услуги и давно присутствуют на рынке. С частью из них мы уже работаем как с нашими партнерами - они у нас размещаются. Но планируем, углублять сотрудничество, чтобы они помогали отсекать недобросовестные объявления или помогали сопровождать сделки.  
 
- На российском рынке франшиз есть ряд проблемных вопросов. Эксперты говорят, что много пустышек. Все кинулись упаковывать свои бизнесы, но иногда за вывеской практически ничего нет. Оцениваете ли вы сейчас, какие ценности, компетенции содержит в себе франшиза? Насколько вы ориентируетесь на рынке и знаете, что на нем представлено? 
 
- Предложения по франшизам составляют до 20 процентов от общего количества объявлений. То есть чисто статистически предложений о продаже готового бизнеса больше. Но при этом надо понимать, что на Авито публикуются также и предложения бизнес-услуг, например, создание бизнеса «под ключ». Это и не готовый бизнес как таковой, но и не просто франшиза. Это комбинация готового бизнеса и франшизы “2 в 1”, когда консультант предлагает готовые бизнес-процессы, но на выходе вы получаете свой маленький готовый бизнес. Поэтому четко провести этот раздел и определить, что чаще пользуется спросом, довольно сложно.

Если говорить об отличиях покупки готового бизнеса от франшизы, то покупая готовый бизнес вы покупаете уже сформировавшийся актив, который может максимально быстро начать приносить прибыль от инвестиций. У готового бизнеса уже есть помещение, оборудование, сотрудники обучены, процессы работают. Вы оформляете документы на собственность и с первого месяца получаете прибыль. Конечно, при условии, что бизнес прибыльный. Бренд принадлежит вам, и вы можете делать с ним, что захотите: переименовать, расширить, поменять сотрудников и так далее.

Франшиза же предлагает вам присоединиться к некой семье, некому бренду, стать представителем этого бренда. Таким образом вы получаете имя, которое может помочь вам привлечь клиентов или даже готовую клиентскую базу, а также опыт и поддержку в бизнес-процессах, закупке оборудования, ингредиентов, найме персонала и так далее.

- Если человек сегодня задумывается о том, чтобы купить франшизу, стоит ли ему сходить на Авито? 
 
- Начну со старой поговорки: за спрос денег не берут. Авито не берет деньги за просмотр. Любой может зайти и посмотреть предложения по покупке готового бизнеса в Новосибирске. Я сегодня утром зашел, посмотрел: например, у вас в городе можно купить ТЦ на улице Дуси Ковальчук за 1 миллиард рублей. На любой вкус можно найти что-то. Также по франшизам тоже большой выбор. Поэтому как минимум просто стоит зайти посмотреть, что предлагается. Дальше, если у вас есть желание и вы настроены серьезно, можно отфильтровать по определенным индустриям, по городам, областям, сделать подборку себе и сделать прозвон. 
 
- Что для себя находят на вашей площадке продавцы франшиз
 
- В первую очередь - потенциальный пул покупателей. У вас есть возможность разместть объявление, сделать красивое описание, цепляющее взгляд и души потенциальных покупателей и начать собирать звонки. Воронка продаж - вещь беспощадная: чем больше звонков на входе, тем больше вероятность, что это превратится в какую-то сделку. 
 
- Дайте пару советов, как оптимизировать свое объявление, чтобы люди реально заинтересовались франшизой.
 
- Всегда говорю, что надо писать красиво, но честно. Указывать справедливую стоимость, потому что завышенная может отпугнуть. Заниженная привлечет сначала, а потом тоже отпугнет, когда покупатель услышит правдивую цифру. Конечно, стараться указывать развитость сети, предоставлять возможность пообщаться с другими франчайзи. Чтобы человек, который покупает, понимал, что он не один, что это уже работает. Франшиза - сложный продукт, и его надо уметь продать. И чтобы продать, надо понять, на что смотрит покупатель этой франшизы. Если я ищу, как приумножить свои деньги, соответственно, я буду смотреть, какая отдача. Если я всю жизнь мечтал заниматься разведением лошадей, то у меня другая мотивация покупки. Вы, как продавец франшизы, должны понимать, чем ваши покупатели потенциальные интересуются, и вот на эти триггеры их ловить. 
 
По прогнозам аналитиков, спрос на франшизы в разных отраслях в 2022-23 гг. будет увеличиваться. После падения в феврале – марте текущего спрос на франшизы довольно быстро восстановился. Одной из причин эксперты называют перестройку рынка после ухода западных компаний. Освободились ниши и это новые возможности для предпринимателей. В таких условиях Авито становится очень востребованным инструментом для сбора информации и удобной площадкой купли и продажи бизнеса.
 

поделиться

поделиться


Популярное