Понедельник, 01 июля 2024

ЦБ

$ 85.75

92.42

BRENT

$ 85.34

/

7317

RTS

1158.85

16+

+16

  • 19 июня 2023 08:44
  • Cпецпроект

«Случаи со лжесертификатами у "Ашана" и "Медового дома" стали самыми громкими» – эксперт Анна Алябьева


Лента новостей

Насколько массово сегодня нарушается закон об органической сертификации продукции? Какие компании являются нарушителями и почему их не наказывают? Как и бизнесу, и потребителю избежать обмана от сертификаторов-мошенников? Об этом светскому обозревателю BFM-Новосибирск Ирине Мжельской рассказала эксперт по экологичной продукции Анна Алябьева.

Анна АЛЯБЬЕВА. Фото предоставлено автором

 

Ирина МЖЕЛЬСКАЯ: От гринвошинга страдают не только покупатели, но и производители. Они становятся жертвой фальшивых сертификаторов, за небольшую сумму приобретая право использовать несуществующую экологическую маркировку. Порой в ловушку попадают даже крупные компании с мировым именем.

Насколько серьезно обстоят дела в данной области и с чем это связано? Сколько производителей уже стали участниками незаконной схемы и как распознать предложения со лжесертификатами? Эти вопросы я задала Анне Алябьевой – известному эксперту по экологичной продукции, руководителю проекта по осознанному потреблению @info_green_washing и блога www.green-club.su.

Это четвертый выпуск рубрики «Советы эксперта» с Анной Алябьевой. Ссылки на предыдущие публикации будут даны в конце материала.


Анна АЛЯБЬЕВА: В законах №184-ФЗ о техническом регулировании и №280-ФЗ об органической продукции указано, что органы сертификации, имеющие право выдавать органические сертификаты, должны быть аккредитованы в Росаккредитации. Так почему у нас, тем не менее, появляются лжесертификаторы органической продукции? Дело в том, что они регистрируют свои системы сертификации в Росстандарте (это первый шаг при аккредитации), но на саму аккредитацию не идут. Ссылаясь на регистрационное свидетельство Росстандарта, они говорят, что это и есть аккредитация, вводя своих клиентов в заблуждение.

Согласно закону об органической продукции, у сертифицированного органического продукта должна быть определенная маркировка: знак и QR-код, который при наведении на него телефона ведет вас в реестр органических производителей Минсельхоза РФ. Знак и QR- код у ложных сертификаторов тоже есть, вот только ведет он не в официальный реестр органических производителей, а на их собственную страницу. То есть закон они читают между строк, дублируя QR-код мошенническим способом. Буква закона при этом как бы соблюдена, однако по факту происходит грубое умышленное нарушение.

Увы, никто не отслеживает соблюдение указанных выше законов. И многие компании, попадаясь на уловку нечистых на руку сертификаторов, не видят разницы между аккредитацией в Росаккредитации и получением свидетельства на систему сертификации в Росстандарте. Они ошибочно считают, что регистрации во втором более чем достаточно.

Вот пример организации, которая предлагает услуги поддельной сертификации органической продукции за 12 тысяч рублей – www.sertrb.ru.

Какие компании используют лжесертификаты


Фото предоставлены Анной Алябьевой

У меня есть список из 140 компаний, которые стали жертвами подобной схемы. Но вот в чем загвоздка – мы не можем со стопроцентной уверенностью утверждать, что все эти производители попали туда по заблуждению. Конечно, среди них есть такие, кто действительно не разобрался и клюнул на предложение заплатить 12 тысяч рублей, чтобы получить заветную бумажку с подтверждением качества их продукции. Но не исключено, что кто-то пошел на это умышленно. Хочется верить, что таких меньшинство.

Самыми громкими, на мой взгляд, стали случаи с компаниями «Ашан» и «Медовый дом». У уважаемой французской корпорации сразу четыре вида сыра, в том числе рикотто, выпускаемые под ее брендом, получили ненастоящий органик-сертификат. О том, как выглядят реальные сертификаты, я рассказывала в одной из наших предыдущих публикаций. Конечно, сложно поверить, что столь крупная международная компания, имевшая в свое время органические сертификаты «Евролист», вдруг осознанно скатилась до подобного «легкого пути».

Второй момент – это компания «Медовый дом», сильно раскрутившаяся и представленная сегодня практически во всех ритейлах. С ней ситуация другая, но тоже не очень чистоплотная. Когда-то они получили настоящий органик сертификат у аккредитованной организации Роскачество. Там был указан объем продукции, который они могут маркировать как органический. Но у них есть другие выпускаемые позиции, оставшиеся не сертифицированными. И вдруг эта компания начинает на всю свою продукцию ставить ложный «Органик лист».


Фото предоставлено Анной Алябьевой

Насколько я понимаю, после возникших к «Медовому дому» вопросов там решили не снимать органическую маркировку с упаковок неорганических товаров. Ради увеличения емкости рынка своей продукции они просто пошли и купили фальшивый сертификат. Чтобы влиять на потребительское поведение не разбирающихся в этом людей.

Мы написали и туда и туда, так как хочется разобраться в данных вопросах и опубликовать эту информацию в соцсетях. Но сначала попытаемся дождаться официальных ответов. Хотя высока вероятность, что компетентного отклика получить не удастся. В любом случае эту тему будем поднимать.

Выиграли сражение, но не войну

Со сбором этой информации мне помог Олег Викторович Мироненко, бывший председатель правления Национального органического союза – некоммерческой организации, объединявшей органических производителей с сертификатами «Евролист» еще до принятия закона №280. Они же, кстати, и помогали готовить этот законопроект. Сейчас Олег Викторович продолжает свою деятельность по защите органики.

Пару лет назад удалось добиться важной победы: Национальный органический союз через обращение в Роспотребнадзор выиграл суды различных инстанций у компании «Стандарт», которая писала на водке слово «organic», не имея на то права. То есть речь шла даже не о липовых сертификатах, а просто о незаконном использовании данного слова. В итоге им присудили штраф и заставили убрать товар с полок.


Примеры ложных сертификатов. Фото предоставлены Анной Алябьевой

Это был очень хороший прецедент, и мы возлагали большие надежды, что он послужит для Роспотребнадзора инструментом по воздействию на другие компании-гринвошеры. Ведь по закону на сельскохозяйственной продукции не может стоять слово «органик» ни в латинице, ни в кириллице, если она не сертифицирована. К сожалению, при последующих обращениях в региональные подразделения той же организации Союзу отказали в принятии мер к другим нарушителям, указав, что данный случай не является для них прецедентом. А это значит, что в каждом регионе могут решить по-своему, как интерпретировать выполнение закона об органике.

В итоге отсутствие необходимых компетенций у потребителей и производителей, несовершенство закона и наличие мошеннических компаний приводят к тому, что рынок сегодня выглядит именно таким образом. Многим людям важно покупать хорошие органические продукты, но пока в выборе они могут положиться только на себя.

HZ – когда начинка превосходит упаковку

Еще один пример, который хочу привести – это батончики под названием HZ. Его производители тоже есть в списке покупателей фейкового сертификата. Но когда мы начали копать глубже, то обнаружили, что у них действительно нормальные составы без сахара и химдобавок. Поэтому изготовителю было предложено наше сотрудничество при условии удаления с упаковки несуществующего стандарта. И вот недавно нами сделана фотография, подтверждающая удовлетворение этого условия.


Фото предоставлены Анной Алябьевой

Таким образом, работа с производителями, пусть и не быстрая и не повсеместная, все-таки ведется и даже дает положительные результаты. Хотелось бы, чтобы они изначально были более подкованными и не попадались на уловки ложных сертификаторов, попутно вводя в заблуждение покупателей.


Читайте также: «Как не попасться на уловки гринвошеров – инструкция для ценителей натуральных товаров»;

«Какие экостандарты на продукты и косметику актуальны в России»;

«Опровергаем мифы об органических продуктах вместе с экспертом Анной Алябьевой».


Мнение редакции BFM-Новосибирск по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора этого материала.

поделиться

поделиться


Популярное