- 29 августа 2024 17:40
- Новость
Умные беспилотники и где они применяются: эксперт Технопрома рассказал о работе над полностью автономными БПЛА
Лента новостей
Директор института интеллектуальной робототехники НГУ Алексей Окунев в интервью BFM-Новосибирск рассказал о том, чему беспилотники могут научиться у перелётных птиц, и могут ли роботы навредить человеку
фото Дениса Винокурова / BFM-НовосибирскВ Новосибирске на текущей неделе проходит масштабный технологический форум Технопром-2024, ключевые спикеры которого стали гостями прямого эфира студии BFM-Новосибирск. Один из них – директор института интеллектуальной робототехники НГУ Алексей Окунев.
Алексей Григорьевич, на Технопроме в этому году очень много внимания уделяется беспилотным летательным аппаратам. Расскажите, какие беспилотники делаете вы и чем они отличаются от всех остальных?
Для нас беспилотник, в первую очередь, это робот. То есть, это устройство, у которого есть какие-то исполнительные механизмы, и должен быть какой-то мозг или его подобие. То есть, оно должно принимать самостоятельные решения и исполнять их. И для нас беспилотный летательный аппарат – это такая замечательная модель, на которой мы отрабатываем технологии. Для нас это инженерно-техническая и исследовательская деятельность.
Почему мы выбрали именно летательные аппараты? Я, конечно, могу сказать: «Потому что все этим занимаются», но на самом деле, летательным аппаратом гораздо проще заниматься, чем тем, что находится на земле. С одной стороны, кажется, что это сложно, а с другой стороны, для летательного аппарата есть две самых тяжёлых фазы: взлёт и посадка. Всё остальное время там практически нет препятствий, и можно спокойно обрабатывать всевозможные алгоритмы и иметь право на ошибку, в то время как на земле слишком много препятствий, и научить чему-то востребованному наземный робототехнический комплекс не так-то просто. Поэтому мы в качестве такой модели выбрали беспилотники. И любой робот становится разумным тогда, когда у него есть какое-то восприятие. Для нас восприятие – это техническое зрение, которое осуществляется с помощью камер. И мы переносим алгоритмы технического зрения на наши беспилотники.
И каково практическое применение таких устройств?
Честно говоря, о практических применениях мы пока особо не задумывались. Но, что мы пытаемся сделать, смотрите. Вот сейчас наступит осень, и перелётные птицы отправятся в тёплые края. Они пролетают огромные расстояния. А на следующий год они вернутся снова к нам. Как они это делают? Вот мы хотим научиться точно так же. Мы хотим, чтобы наши беспилотники летали далеко и возвращались назад в любых условиях. И при этом, чтобы они это делали не так, как происходит сейчас: с использованием GPS-сигнала, а чтобы они это делали так же, как птицы, они же справляются как-то. Мы хотим, чтобы беспилотники понимали, над чем они летят, куда им нужно и так далее.
То есть, речь идёт об автономном устройстве, которое само принимает решения без внешних команд, например, оператора?
Именно так. Это должно быть полностью автономное устройство, выполняющее определённые команды. Условно: «Слетай, пожалуйста, в магазин, купи продуктов и вернись назад!». Вот примерно так оно должно выполнять эти задачи, чтобы не нужно было долго сидеть и программировать, задавать какие-то карты, то есть уровень интеллекта должен быть примерно таким.
Что касается применения. Например, вы планируете, чтобы беспилотник отправился с посылкой по какому-нибудь адресу. Он туда прилетит, конечно, но как вы поставите ему точку, где он должен приземлиться? Он сам должен её выбрать, опираясь как раз на то, как он видит находящуюся под ним поверхность, найти там подходящий участок и приземлиться на него. То есть, для него не нужно будет оборудовать специальные площадки, а он сам сможет находить подходящую.
И ещё говоря о практическом применении. Возьмём, например, Новосибирскую область. У нас же очень много мест, которые удалены, до которых непросто доехать. Здесь в городе у нас развиты службы доставки, а если отъедем 10 км от города, то уже ни курьеров, ни самокатов. А с помощью беспилотников появляется возможность организовать логистику в какие-то отдалённые районы.
И на каком этапе вы сейчас?
Мы сейчас на том этапе, что наш беспилотник только-только начал понимать, что он видит, но ещё не знает, что с этим делать. И одна из задач, которую мы сейчас пытаемся решить, это вот ту фантастическую способность искусственного интеллекта к восприятию, к генерации решений перенести в компактное устройство, способное решать задачи в режиме реального времени.
А возможна ли такая ситуация, что беспилотник с искусственным интеллектом сочтёт команды оператора неверными и перестанет их выполнять или, более того, нанесёт какой-то вред?
У машины нет ничего, кроме того, что мы в неё закладываем. Поэтому, если программист не дискриминировал поведение беспилотника, не поставил там многоступенчатые защиты, то ему будет всё равно, что делать. Но это, знаете, как если у вас мельница крутит своими лопастями, а вы подошли, и вас ими стукнуло, то это вы виноваты. И здесь примерно так же. Все мы помним три закона роботехники, первый из которых - робот не может делать что-либо, что может причинить вред человеку. И сейчас ещё нет роботов, которые могут осознанно принять решение о причинении вреда. То есть, алгоритмы пока вообще не рассматривают человека, его там нет. Но, возможно, это проблема, о которой мы должны будем хорошо подумать.
Ранее BFM-Новосибирск писал о том, что эксперт Технопрома рассказал о применении новых технологий при внутриутробной диагностике.
Рекомендуем:
Популярное
Стихийный мемориал появился на месте ДТП в Новосибирске, где погиб малыш
В Новосибирской области поезд врезался в грузовик
В Новосибирске банкротят экс-владельца самой крупной барахолки за Уралом
Огромная бабочка: пилот снял Новосибирск с высоты 11 тысяч метров
Страховые пенсии россиян в 2025 году могут повысить дважды: важная поправка о доиндексации
Последние новости