Четверг, 10 октября 2024

ЦБ

$ 96.95

106.42

BRENT

$ 76.91

/

7456

RTS

897.28

16+

+16

  • 08 июня 2022 19:55
  • Новость

«Люди перестали смотреть на китайские автомобили со снобизмом»: гендиректор ГК «Автолига» Игорь Кошкин о ситуации на новосибирском рынке


Лента новостей

Китайские автомобильные компании стремятся занять место уходящих европейских брендов, и у них это получается

фото Дениса Винокурова

Изменения, которые происходили на автомобильном рынке с марта по май 2022 года, были настолько сильными, что эксперты называют их потрясениями. Дефицит автомобилей и запчастей, резкое повышение цен и необходимость кардинально перестраивать логистику – всё это сильно повлияло на поведение потребителей и заставило участников рынка искать новые решения. Генеральный директор ГК «Автолига» Игорь Кошкин в интервью BFM-Новосибирск рассказал о ситуации на региональном автомобильном рынке. 

фото предоставлено Игорем Кошкиным

-Игорь Иванович, что сейчас происходит на авторынке, насколько серьезно его участникам пришлось перестраивать все процессы? 

- Изменения действительно очень серьезные. Во-первых, из-за санкционной политики с российского рынка ушел целый ряд компаний. Ушли бренды, дилеры. Те, кто пока еще работает и попал со своими брендами под санкции, они распродают те остатки, которые у них есть на складах или на складах у импортеров. И фактически здесь всё будет зависеть от того, насколько компания сбалансированная: сможет ли она выживать только за счет сервисных услуг. У каждого импортера своя политика: кто-то, несмотря на уход, продолжает поддерживать своих клиентов и оставляет все сервисные и гарантийные преференции, кто-то отказывается от них. Здесь, скажем так, неоднозначно. И конечно, компании, которые специализируются на одном-двух брендах, оказались менее устойчивы, им тяжелее выживать. И тут следствием может сокращение штата, уменьшение маркетинговой активности и дальнейший уход. Во-вторых, скачок курса доллара. Повышение цен, которое было три месяца назад, оно, конечно же, отпугнуло покупателей. И даже, несмотря на дефицит автомобилей, который наблюдается на рынке, среднее увеличение стоимости автомобилей от 800 тысяч до 1,5 -2 млн. рублей, конечно, же, ощутимо сократило интерес и спрос среди покупателей и мы видели ценовой шок, в котором рынок находился около полутора месяцев. 

-Укрепление рубля не позволило выправить ситуацию и снизить цены? 

- Конечно, мы не вернемся к докризисным ценам. Потому что, несмотря на укрепление рубля, произошло изменение логистики, есть также дефицит части комплектующих. Потому что сейчас многие производители, чтобы не останавливать производство ищут варианты поставок запчастей. Все это не удешевляет автомобиля, не  позволяет снизить цены. Сейчас вариант один – любыми путями найти комплектующие, найти замену тому, что исчезло с рынка. Все делается для того, чтобы производство функционировало, чтобы дилерская сеть продолжала работать. Сейчас достаточно много производителей, которые остаются на рынке нашли возможности уменьшить, сбалансировать цены за счет скидок, акций, кредитных программ для клиентов. Хотя бы на минимальных объемах и с ценами, которые выше тех, что были три месяца назад. Основная задача автопрома – продолжать работать, чтобы были автомобили.

 -Машин уже стало меньше на рынке, или запасы позволяют на каком-то уровне держаться? 

- Предложений уже меньше стало. Не было ни у кого таких запасов, которые бы позволили продержаться три и более месяцев. 

- Как повлиял рост цен на потребителей, есть ли какие-то серьезные изменения внутри потребительских групп? Те, кто раньше мог себе позволить дорогой автомобиль, сейчас может себе его позволить или выбирает более экономичные модели? 

- Кто-то может позволить себе дорогой автомобиль и сейчас. Просто он будет в 1,5-2 раза дороже, чем раньше. Мы в свое время возили эксклюзивные машины через Канаду, через США. Это было дороже, чем через обычные схемы. И сейчас это возможно. Просто вопрос в сроках: готов ли покупатель ждать. Если раньше поставка эксклюзивного авто укладывалась в полтора месяца, максимум три месяца, то сейчас речь идет о шести месяцах и больше. Это первый момент. И второе – цена. Стоит ли переплачивать такие деньги за автомобиль? И третье, если вы берете дорогую машину, то должны понимать, что если с ней машиной что-то случится в плане ДТП или какого-то ремонта и сервиса, то вы рискуете остаться один на один с проблемой. Потому что кроме дефицита запчастей есть еще дефицит компаний, которые могли бы вашу машину квалифицированно обслужить. Точно также  как с рынка уходят некоторые марки, уходят и сервисные компании, которые не в состоянии быстро и оперативно доставлять запчасти  и работать с клиентами. Это тоже проблемы. И потребители это понимают. Происходящее подталкивает клиентов искать какие-то другие варианты, смотреть на другие авто. 

-Автомобили китайского производства еще не заняли освободившиеся ниши? 

-У Китая, насколько я понимаю, сейчас есть определенные проблемы. Китайцы очень хотят эту нишу занять и забрать себе долю рынка. Но вопрос опять же в логистике. Плюс ко всему Китай сейчас переживает очередную волну пандемии. Фактически не только товарообмен затруднен между нашими странами, но и вопросы, связанные с переговорами. Сейчас китайцам сложно пересекать границу и нам тоже, чтобы встречаться, вести переговоры, договариваться. Но процесс всё равно идет, и Китай, безусловно, активизировался.

- ГК «Автолига» уже давно работает с китайскими партнерами. Расскажите, как потребитель относится к китайским автомобилям?

-Это интересный вопрос. Отношение к бренду переживает несколько стадий. Первая стадия: «фу, это Китай, зачем нам такое нужно». Проходит какое-то время, и уже вторая стадия: «ладно, давай посмотрим, может это уже не тот Китай, который был». Потом уже возникает интерес, люди присматриваются, привыкают к бренду. И то, что сейчас происходит, людей к этому подталкивает. Вольно или невольно они обращают внимание на те бренды, на которые раньше, когда было многообразие марок и моделей, они не смотрели и относились к ним достаточно скептически.

- С какими китайскими брендами работает ваша компания? 

-Мы давно работаем с китайскими партнерами. У нас в портфеле три китайских бренда. Это легковые автомобили FAW, Chery, Haval. Но Китай это не единственное наше направление. Мы работаем как с коммерческой техникой, так и с техникой легковой. Из коммерческой техники у нас остался Ford, несмотря ни на что. Но объемы, конечно, сильно сократились. Peugeot, Citroen тоже потихоньку производят в Калуге автомобили, и мы по коммерческой линии продолжаем продавать эту технику. Но, конечно, не в том объеме, который требуется. Также у нас два дилерских центра по отечественным автомобилям УАЗ (на левом и на правом берегу). У нас есть бренд Isuzu, который продолжает поставлять нам автомобили, как коммерческие грузовики, так и легковые автомобили. Они сейчас тоже в страшном дефиците, но, тем не менее, поставляются. Мы, как правило, эти машины контрактуем еще на этапе поставки.

- Какое из всех перечисленных направлений сейчас можно назвать самым успешным?

-Сейчас, конечно, китайцы перехватывают инициативу. Chery является лидером если не по объему продаж, то по скорости адаптации к текущей ситуации. Они перенастраивают логистику, они очень пристально следят за ценами в регионах. Если необходимы какие-то маркетинговые активности, то они очень быстро здесь предлагают какие-то варианты для рынка. И, несмотря на сложности с поставкой, они продолжают обновлять модельный ряд и поставки продолжают дилерам. Мы открыли новый дилерский центр Chery две недели назад на левом берегу. 

-Что можно сказать о качестве китайских автомобилей? Оно меняется в лучшую сторону? Если сравнить китайские автомобили, которые выпускались 10 лет назад, и те, что выпускаются сейчас, мы увидим большую разницу? 

-Конечно же, разница огромна. Это небо и земля. Во-первых, китайцы перестали делать одноразовые автомобили. Это и качество металла, и обработка металла и т.д. Очень многое изменилось в принципе. Потом, китайцы очень быстро учатся. Они поработали с ведущими европейскими дизайнерами и конструкторами. И пригласили их к себе. И сейчас, конечно, машины идут такие, что вы поменяете шильдик и не отличите уже от «европейца», там чисто китайского уже ничего не осталось. Все стало более качественным. Отдельно стоит сказать про опции. Китайцы очень любят «фаршировать» свои машины различными опциями. И они всегда говорят: то, что есть у нас в стандартном сегменте, у европейцев только в премиальном сегменте можно найти. Они не зацикливаются на каком-то одном бренде, они берут с разных брендов те позиции, те решения которые считают лучшими и перспективным с точки зрения маркетинга. Китайский автомопром работает с производителями как с японскими и корейскими производителями, так и с американскими и европейскими. 

- Они учитывают региональную специфику, например климатические особенности? 

-Да, безусловно. Китайцы работают не только с нами. Это нам, кажется, что все на нас рассчитано. Но на самом деле, то количество машин, которое продается в России, это десятая часть от того, что они продают в другие страны. И естественно те машины, которые идут на Россию, отличаются от тех, что идут на юго-восточную Азию или в Европу. Это разные машины с точки зрения адаптации к климатическим условиям. И, что важно, китайцы очень быстро реагируют на запросы, пожелания. Даже в каких-то деталях, например цвете отделки салона. Вплоть до строчки - всё принимают, на всё реагируют. Мы даем много рекомендаций, нас слышат.  Они очень внимательны к этим вопросам.

-Насколько значительный рост продаж китайских автомобилей ваша компания видит в 2022 году? 

- По нашей компании прирост по сравнению с прошлым годом примерно на 15%. Потребители уже явно по-другому относятся к китайским брендам. У нас много клиентов, которые  ездили на дорогих автомобилях европейских марок. А сейчас они совершенно спокойно, уже без какого-то снобизма интересуются китайскими авто, на тест-драйв записываются.  Как вторую машину рассматривают, некоторые пересаживаются. Сейчас ведь и вторичка подорожала. И у нас были случаи, когда люди продавали дорогую иномарку, особенно если она не обеспечена в должной  степени гарантийным обслуживанием, и пересаживались на китайское авто. Потому что выходит дешевле и вопросы сервиса решаются. 

-ГК «Автолига» вопросам сервиса  уделяет особое внимание. Чем вы это решение объясняете?

-Мы сейчас развиваем свои сервисные мощности. В центре Chery, который мы недавно открыли, сервис заточен под ремонт и обслуживание крупнотоннажного транспорта. Потому что у нас много корпоративных клиентов и многие из них выражали желание, чтобы работать с нами не только по обслуживанию своих легковых автомобилей, но и грузового транспорта. Одним договором чтобы в одном месте всё обслуживать, всё ремонтировать. Мы, учитывая все эти пожелания, построили именно такой сервис, где можно обслуживать различную технику. Центр по адресу Станционная 98/2 уже открыт, машины туда заезжают.

-Кроме продажи и обслуживания автомобилей ваша компания развивает еще одно направление. Это автотуризм. Как возникла эта идея?

- Это направление возникло спонтанно. Мы делали много тюнингованных  внедорожников, предлагали их клиентов для поездок по Алтаю. И в итоге появилось туристическое агентство «Луна Тревел». На сегодняшний день оно работает по всему миру, и делает эксклюзивные маршруты по Алтаю. Там целый автопарк внедорожников, автобусов комфортных. Мы учитываем пожелания клиентов, подходим индивидуально к каждому и видим интерес. Клиентам нравится, нам тоже.  

поделиться

поделиться


Популярное