- 10 марта 2025 07:00
- Новость
Штраф в размере 1,2 млн рублей, картельные сговоры, проверка цен – интервью главы УФАС по Новосибирской области Дмитрия Сухоплюева
За прошедший год региональное управление антимонопольной службы рассмотрело почти пять тысяч обращений

Руководитель Новосибирского УФАС России дал эксклюзивное интервью журналистам медиахолдинга Сиб.фм Group. Дмитрий Сухоплюев рассказал о том, кто в регионе нарушал антимонопольное законодательство, в какие штрафы это вылилось и какие картельные сговоры в 2024 году раскрыло территориальное управление службы.
— Расскажите немного об итогах работы управления в 2024 году.
–– В 2024-м мы рассмотрели более 4800 обращений. Прирост составил около 19%. Мы выявили 900 нарушений. Выдано более 450 предписаний, возбуждено более 1100 административных дел. Опять же, это больше на 9%, чем в 2023 году. В 693 случаях мы заменили административный штраф предупреждением.
В целом, всегда и всем говорим, что мы орган не карательный, а разъяснительный и предупредительный. А значит, мы используем такое понятие, как адвокатирование конкуренции, то есть разъясняем правоприменение для недопущения возможных нарушений и активно используем институт предупреждения. Усматривая признаки нарушения, выдаем предупреждение. И если даже после нашего предупреждения организация не устраняют нарушение, тогда уже возбуждаем дело. То же и по административной ответственности: если первый раз нарушили – штраф заменяется предупреждением. К ответственности в виде штрафа привлекаем в основном злостных нарушителей.
В 2024 году мы рассмотрели 142 дела с признаками нарушения закона о рекламе. Если сравнивать с 2023-м, то там было всего 84 дела. Рост обусловлен возросшим количеством дел по статье 18, то есть по незаконной рекламе через СМС-рассылки и звонки. Давно и уже на самом высоком уровне поднимается тема о необходимости разработать комплекс мер, чтобы именно операторы связи регулировали этот вопрос.
Сейчас активно обсуждается практика включения организаций в Реестр недобросовестных поставщиков. О этом нам задают много вопросов. Уточняю, это также крайняя мера, которая применяется в рамках действующего законодательства. Тем не менее за 2024 год мы отмечаем увеличение количества обращений: прирост составил более 27% по сравнению с 2023-м.
По вопросу включения организаций в Реестр недобросовестных поставщиков в 2024 году в УФАС обратилось 320 муниципальных заказчиков, 370 – региональных и 212 – федеральных. В частности, из-за срыва сроков строительства станции метро «Спортивная» в реестр внесён «СпецТрансСтрой».
Что же такое реестр недобросовестных поставщиков? В него попадают хозяйствующие субъекты-поставщики сроком на два года по одной из трех основных причин. Первая — это уклонение от заключения контракта, то есть торги по закупке организация выиграла, но контракт заключать отказалась. Вторая причина — контракт расторгается по решению суда из-за неисполнения подрядчиком своих обязательств. И третий вариант, один из самых распространённых, — это решение самого заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Золото и здравоохранение
— В прошлом году СМИ обращали внимание на то, что в ФАС поступало достаточно большое количество жалоб на нарушение прав интеллектуальной собственности. Насколько вообще эта проблема распространена в регионе?
— Да, действительно, наши статистические данные говорят о том, что у нас по интеллектуальной собственности больше возбуждённых дел. Но особенность заключается в том, что по общим правилам за нарушение законодательства о рекламе мы можем не возбуждать дело, а выдать предупреждение.
Если же мы говорим о вопросах интеллектуальной собственности, то здесь мы изначально обязаны возбудить дело по поступившему обращению. Поэтому у нас достаточно много случаев обращений, но самих подтвержденных нарушений — единицы. Так, в 2023 году было всего два дела, когда мы признали соответствующее нарушение, а в 2024-м — одно.
Для примера, мы рассмотрели дело по факту использования товарного знака «585 Золотой», принадлежащего ООО «Управляющая компания 585». Это обозначение находилось на вывеске торговой точки по продаже украшений. Законных оснований для использования такого обозначения у владельца не было, следовательно, его действия были признаны нарушением пункта 1 статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции». Мы выдали ему предписание об устранении нарушения и наложили административный штраф.
В другой раз к нам поступило обращение от хозяйствующего субъекта, работающего на рынке свето- и электротехники. Он являлся официальным поставщиком продукции торговой марки DONOLUX. Заявитель обнаружил в интернете сайт, на котором без разрешения правообладателя или в отсутствие иного законного основания размещены к продаже товары под его товарным знаком. В данном случае нарушение выразилось в использовании обозначения «DONOLUX» при реализации продукции на сайте, сходного до степени смешения с товарного знаком заявителя. Мы также выдали нарушителю предписание об устранении нарушения и наложили административный штраф.
Но в целом нельзя сказать, что в Новосибирской области есть какие-то проблемы, связанные с нарушением прав на интеллектуальную собственность.
— А как много жалоб на действия госзаказчиков поступает в антимонопольный орган?
— Всего за 2024 год поступило 1119 таких обращений (это и 44-ФЗ и 223-ФЗ). По 330 из них в действиях заказчиков выявлены нарушения.
В отраслевом разрезе по обращениям из общего количества обжалуемых закупок отдельно можно выделить две основные сферы: здравоохранение и строительство. При этом сфера здравоохранения – самая обжалуемая. В частности, в 2024 году в Новосибирское УФАС России подано 353 обращения (38,6%) на закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями здравоохранения Новосибирской области. В 133 закупках выявлены нарушения законодательства. При этом, мы также рассматриваем жалобы и на закупки федеральных учреждений здравоохранения.
Вторая сфера – строительство. Это не только законодательство в сфере закупок, но ещё и Градостроительный кодекс, постановления, которые регламентируют деятельность. Здесь возникают вопросы правильного составления технического задания, формирования ценового предложения.
Также хотел бы отметить, что в практике часто встречаются ситуации, когда не совсем успешно исполняются контракты на поставку продуктов питания. Порой поставщики наберут много контрактов, а поставки продуктов питания в образовательные учреждения осуществляются в короткие сроки с подачи заявок от таких заказчиков, соответственно, поставщики не успевают. Но это, конечно, зона ответственности поставщиков.
Нас это действительно удивляет: мы очень часто встречаемся с предпринимательскими сообществами и объясняем такую основу основ.
Когда вы участвуете непосредственно в закупках, у вас есть экономика. Вы формируете ценовое предложение. Когда вы заключили контракт — взяли на себе обязательства. Причём обязательства поставки продуктов питания еще и в социальные учреждения. А значит, здесь первично должны быть обязательства, а уже потом экономика.
В шортах — до шлагбаума
— В прошлом году УФАС выносило предписание одной компании, которая работает в Толмачёво с краткосрочными парковками. Могли бы рассказать, чем закончилась эта история?
— Надо отметить, что данное дело возникло не стихийно. В адрес Новосибирского УФАС России не раз поступали сигналы на некорректную систему работы краткосрочной парковки при аэровокзале Толмачево, в том числе со стороны операторов такси и потребителей. Поэтому мы решили разобраться с этим вопросом. Писали официальные запросы в «Яндекс. Такси» о том, фиксирует ли агрегатор случаи отказа непосредственно от своих водителей везти пассажиров, из серии: «Я за шлагбаум заезжать не буду, потому как у меня за повторный въезд будет оплата. Поэтому идите по морозу минус 40 градусов до шлагбаума». А там, кстати, ещё и парковка запрещена по правилам дорожного движения. Плюс мы увидели, что есть определённые преимущества для операторов такси, которые работают на территории Толмачёво.
По совокупности имеющейся информации (обращения граждан, взаимодействие с «Яндексом», иными операторами такси) был сделан вывод, что та существующая система и условия парковки, которые присутствуют на территории Толмачёво, не вполне правильные и разумные.
Мы предписали ООО «НОВАПОРТ Трейдинг» пересмотреть Правила организации краткосрочной парковки и внести в них изменения, которые обеспечат равные условия хозяйствующим субъектам, представляющим услуги такси, а также улучшат условия получения потребителями услуг авиакомпаний (прилет/вылет).
Кроме того, ООО «НОВАПОРТ Трейдинг» оштрафовано на 650 тыс. рублей за нарушение антимонопольного законодательства.
В интересах наших граждан мы готовы отстаивать свою позицию и в судебном порядке.
— Вопрос о стабилизации цен на товары первой необходимости: какие результаты можно озвучить в этом направлении?
— Наша служба — один из главных инициаторов всего этого процесса. Мы пытаемся искать новые инструменты регулирования рынка, и я считаю, что внедренный нами инструмент заключения соглашений между региональными властями и участниками рынка имеет социально-политический аспект.
Более того, на территории Новосибирской области некоторые сети приняли решение о добровольном самоограничении торговых наценок на некоторые социально значимые товары именно после общения с нашим территориальным управлением.
Если покупатели увидят товар, на который, например, сдержана наценка — не более 10%, или вообще её нет, — то, конечно, и доверие к магазину будет повышаться. Помните ситуацию с яйцами? В конце 2023 года мы проводили совещание с министерствами, производителями, сетями. Тогда было принято решение о том, что стоимость яйца куриного повышаться не будет, были введены самоограничения на торговую наценку. В итоге до апреля были заключены соответствующие соглашения.
В настоящее время они еще действуют и, возможно, будут пролонгированы в случае необходимости.
В конце 2024 года с производителями молочной продукции, сливочного масла было проведено аналогичное совещание. Мы рассказали им, что заключение таких соглашений регламентировано законодательно, при соблюдении определенных условий это не является нарушением. А вот если сеть заключила соглашение, в котором указала ограничение наценки на уровне 10%, но на самом деле реализует товар с наценкой 15-20% – это уже является нарушением антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции.
— Сколько обращений по фактам роста цен поступало в 2024 году? Подтвердились ли они, какие проверки проводились?
— Из общего числа обращений — не более 7%. Но тут надо понимать, что рынок у нас высококонкурентный, очень часто мы наблюдаем колебания. Возьмём, например, борщевой набор. Здесь ценовая политика зависит от времени года.
К весне, наверное, более дефицитны овощи, где-то они начинают завозиться из-за границы, и стоимость на них, соответственно, другая. Поэтому мы сейчас очень стараемся всячески разъяснять гражданам, что есть определённые колебания. Мы, естественно, проводим проверки, но могу с уверенностью сказать, что на территории Новосибирской области нарушения антимонопольного законодательства в части ценообразования на продовольственные товары не фиксировались.
— Как реагирует УФАС на нарушения, связанные с несвоевременным исполнением подрядчиками обязательств по национальным или региональным проектам?
— В рамках национальных проектов у нас нарушений тоже не так много. Думаю, из-за того, что на них обращают особое внимание те, кто эти закупки размещает, прежде всего, профильные министерства и ведомства, а к ним дополнительный контроль, их в большей степени проверяют перед размещением этих закупок. В целом, у нас за 2024 год из общего количества обращений 835 было по реестру недобросовестных поставщиков, из них только 453 закончились включением участников в РНП. И только 12 обращений из 835 касались непосредственно закупок в рамках национальных проектов.
Цифры небольшие: два — здравоохранение, пять – образование, три — безопасные качественные дороги, одно — наука и еще одно было связано с проектом «Городская среда». Из двенадцати только восемь участников были включены в реестр недобросовестных поставщиков.
На грани фола…
— В минувшем году Новосибирское УФАС фигурировало в рекламных спорах, в частности с популярной службой доставки суши, у которой довольно провокационное название. Где, по вашему мнению, проходит граница между эпатажным слоганом и тем, что уже считается оскорблением или провокацией?
— Много было вопросов, в том числе у представителей СМИ, после одного из наших дел. Новосибирское УФАС выявило соответствующее нарушение в отношении рекламы суши «Ёбидоёби». У них есть и уточнение в слогане: «Не материмся и вкусно готовим». Давайте задумаемся, для чего эта формулировка? Если вы не ругаетесь, то зачем вы про это пишете? Мы и не думали, что вы нецензурно выражаетесь. То есть тем самым создаётся ощущение воздействия на нас с вами.
Очень часто рекламодатели пытаются пройти по грани, мы с вами это видим по телевидению, в интернете. Нам задают вопрос: как вы в УФАС такие вещи квалифицируете — нарушение, не нарушение?
При Новосибирском УФАС России создан Экспертный совет по применению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции. Одной из основных задач совета является экспертиза и оценка содержания и восприятия рекламы, в том числе оценка воздействия рекламы на потребителей информации.
Экспертный совет формируется из специалистов управления, представителей других федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, экспертов и специалистов в отдельных областях знаний. Его решения имеют рекомендательный характер. Иногда мы даже размещали опросники на нашем официальном сайте. Экспертное мнение играет большую роль в оценке содержания и восприятия рекламы.
Основные заявители у нас, конечно, — граждане. Приведу пример: сейчас поступило заявление, когда один гражданин с ребенком шёл мимо скажем так магазина для взрослых. И владельцы этого магазина позволили себе на витрине изобразить ассортимент, который продается. Видимо, сильно увлеклись, потому что если папа ребёнку смог объяснить для чего нужна маска и наручники, то остальные нарисованные предметы папа объяснить не смог.
Сейчас это заявление в работе, возбуждено дело. Считаем, конечно, нужно какую-то грань всё-таки выдерживать. Никто не говорит, что это запрещённые товары, но забывать об этике недопустимо, тем более если это недалеко от школы.
— Закон о маркировке интернет-рекламы. Сколько оштрафовано предпринимателей и СМИ, и какая общая сумма?
— Не по всем заявлениям возбуждаются дела, так как не все факты, указанные заявителями, подтверждаются.
В 2024 году таких обращений было не больше 10. При этом рассмотрено всего одно дело по признакам нарушения статьи 18.1 Закона о рекламе, итогами которого стало вынесение штрафа в размере 4000 рублей.
Борьба с картелями
— Дмитрий Валерьевич, расскажите о результатах работы отдела по борьбе с картелями. Вы упоминали «СпецТрансСтрой». Могли бы рассказать про другие: сколько подобных дел было рассмотрено?
— За 2024 год к нам поступило более 160 обращений о том или ином сговоре. Это может быть, как рынок торгов, так и рынок товаров, возможно, неправомерные действия, согласованные действия между органами власти и предпринимателями, для ограничения конкуренции, например, на рынке определённой закупки.
В чём особенность нашей работы по борьбе с картелями? Это единственная сфера, в которой у нас есть так называемые специфичные проверки без предупреждения. Когда мы выходим, соответственно, при предъявлении служебного удостоверения, приказа. Мы имеем право снимать информацию с компьютеров техническими средствами, фотографировать блокноты, журналы.
Если помните дело Центра Мешалкина в своё время, то, наверное, это тот случай, когда можно сказать, что сначала антимонопольная служба провела проверку, а потом было возбуждено уголовное дело.
Когда мы зашли на ту проверку, то у них на столе лежала документация о закупке, которая ещё не была размещена. И на документации было написано: фирма такая-то — такое-то понижение, фирма такая-то — такое-то понижение.
Это было сделано не на обычном листике. Мы даже сначала подумали, что нас разыгрывают, вот так образцово-показательно обыгрывая картель.
В 2024 году у нас был классический картель по клинингу: фирмы, которые работают в данной сфере, вступили в некий сговор между собой о том, что они будут совместно участвовать в тех или иных торгах. То есть они участвовали вдвоём: одна фирма, например, понижала стоимость, а вторая — нет. По факту располагались они в одном офисе и участвовали с одних IP-адресов. Это такой классический картель, который завершился привлечением их к административной ответственности с нашей стороны.
— Затяжные сроки введения станции метро «Спортивная». Какие на данный момент ведомства рассматривают нарушения, в отношении кого и какая предусмотрена ответственность?
— Мы рассматривали обращение «Метро МиР» о включении «СпецТрансСтроя» в реестры недобросовестных поставщиков. Проект не был откорректирован, следовательно, завершить работу нельзя, поэтому мы его не включили. Далее каких-либо проверочных мероприятий от нас не проводилось, это не наши полномочия.
Мы надеемся, что завершение стройки будет осуществлено в рамках действующего законодательства и всячески помогаем мэрии Новосибирска в разъяснении, как правильно реализовать закупки по завершению станции метро «Спортивная».
В случае возникновения каких-то текущих вопросов мы также на контакте с мэрией города. Так осенью 2024 года мы провели серию рабочих совещаний с профильными управлениями мэрии по разъяснению антимонопольного законодательства.
Собранные миллионы
— И хотелось бы задать вопрос: за какие нарушения и на кого был наложен самый большой штраф в 2024 году?
— Смотрите: и мы, и законодательство идём по одному пути – предупреждений, поэтому зачастую у нас сознательные предприниматели и граждане очень редко второй раз попадаются в части квалификации нарушений. Если кто-то повторно привлекается к ответственности, тогда, конечно, уже предупреждение не выносится, а назначается соответствующий административный штраф.
Наверное, самые большие «оборотные штрафы» у нас накладываются как раз на нарушения антимонопольного законодательства, за картельный сговор — статья 14.32 КоАП РФ.
Размер «оборотных штрафов» зависит от выручки компании. В предыдущие годы, 2020–2022, это были десятки миллионов рублей. В 2024 году крупных штрафов не было, исходя из специфики дел. В целом, по делам о сговорах выплачено штрафов на сумму около 800 000 рублей, часть материалов передана на принудительное взыскание в Службу судебных приставов.
В рамках законодательства о контрактной системе максимальные штрафы в КоАП предусмотрены в отношении виновных должностных лиц в размере 50 тысяч рублей.
Если брать законодательство по рекламе, то по данному направлению взыскано административных штрафов в размере 1 миллион 225 тысяч рублей.
Но мы стараемся в принципе не измерять нашу деятельность именно штрафами.
Наша задача — создавать и продвигать антимонопольный комплаенс. Это свод правил, который нацелен на то, чтобы не допустить ограничения конкуренции, не нарушить антимонопольное законодательство.
Рекомендуем:
Популярное
Оригинальные открытки к 8 Марта: как нейросети помогают поздравлять женщин
В НСО забраковали 1,4 тыс тонн мяса и молока из-за ксенобиотиков
Владельца аэропорта Толмачево оштрафовали на 650 тысяч за цены на парковку
Стало плохо на автовокзале: стала известна причина смерти Александра Церпята
Составлен список самых дорогих продуктов в магазинах Новосибирска
Последние новости