- 20 января 2023 11:15
- Новость
Рост цен на запчасти, новые лидеры и ожидание автомобилей из Ирана – эксперт рассказал, что будет с авторынком в 2023 году
Участники рынка ожидают появления новых брендов, увеличения доли машин китайского производства и укрепление позиций отечественного автопрома
фото с сайта iksopress.irВ 2022 году российская автомобильная отрасль серьезно пострадала из-за санкций, ухода западных производителей и беспрецедентного подорожания авто. Как авторынок будет развиваться в 2023 году и сможет ли он восстановиться после кризиса BFM-Новосибирск рассказал директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько.
«Заведется» ли российский авторынок в 2023 году?
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2022 году продажи машин на первичном рынке упали на 58,8%. На вторичном рынке снижение составило 20%. Возникший в 2022 году дефицит автомобилей при неизменном спросе вполне логично повлиял на их стоимость. Дилеры среагировали в этой ситуации максимально оперативно. Цены стремительно взлетели. В зависимости от конкретной марки авто рост составил от 25 до 75%. Также выросли в цене и автомобили отечественного производства. Например, Lada Vesta подорожала с 862 900 руб. до 1 129 900 руб. (рост +30,9%), а любимый многими коммерческий автомобиль Lada Largus вырос в цене еще сильнее, с 812 900 руб. до 1 301 900 руб. (рост +60,1%). Вопрос о необходимости поддерживать минимальный ассортимент в салонах во многом был решён налаживанием параллельного импорта.
В 2023 году российский авторынок продолжит подстраиваться под новые экономические условия, поэтому существенного роста продаж ждать не стоит. В наступившем году специалистами прогнозируется стабилизация цен. Повышение стоимости автомобилей в разных сегментах будет осуществляться за счет появления новых марок или модификации уже имеющихся моделей. Не стоит забывать об индексации цен из-за волатильности курса валют, которую многие крупные автосалоны традиционно проведут в самом начале года.
фото BFM-Новосибирск
Факторы, влияющие на динамику авторынка
Состояние экономики страны
Несмотря на санкции и устойчивость российской экономики, позитивной динамики на авторынке ждать не стоит. Новый экономический кризис из разряда пугающих перспектив становится нашей реальностью. По окончанию 2022 года ВВП снизился на 2,5%, инфляция составила 11,9%. Уровень реального дохода населения также снизился.
Возвращение известных зарубежных производителей на российский рынок
В ближайшее время возвращение иностранных производителей маловероятно. Основная активность будет наблюдаться только со стороны китайских подрядчиков. Мы прогнозируем, что в 2023 году суммарная доля всех китайских марок на отечественном авторынке превысит 25%. Кроме того, огромные надежды дилеры возлагают на приход в Россию иранского производителя Iran Khodro. Однако это не сильно изменит общую картину по рынку автомобилей. Несколько региональных дилеров сообщили BFM-Новосибирск о начале переговоров с иранскими компаниями.
Параллельный импорт
Оценить перспективы развития параллельного импорта в наступившем году сложно. Для этого необходимо проанализировать логистические каналы и способы поставок автомобилей из других стран. Эти показатели постоянно меняются. Можем предположить, что «серым» методом ввозить в Россию продолжат конкретные, дефицитные машины, часто относящиеся к премиум-сегменту. Выстраивать сложную, а потому достаточно дорогую логистику для ввоза в страну изначально бюджетных машин невыгодно никому. В части регионов, граничащих с Казахстаном, станет заметно больше и бюджетных марок авто. Например, на Урале и Сибири за последние 2-3 месяца появилось много предложений Chevrolet Tracker, которые собирают на заводе в Костанае.
Общие прогнозы по продажам
Если в 2023 году на долю России больше не выпадет никаких глобальных экономических и политических потрясений, можно рассчитывать на объем продаж примерно в 670-680 тысяч автомобилей. Согласно самым оптимистичным прогнозам, этот показатель может возрасти и до 700-800 тысяч (это примерно +12% по отношению к 2022 году). Впрочем, в нынешних сложных условиях никто не исключает сценария, при котором отечественный авторынок вряд ли преодолеет отметку в 500 тысяч продаж.
Надежды дилеров относительно «отложенного спроса» едва ли будут оправданы. У людей на сегодняшний день недостаточно денежных средств. Цены на некогда приглянувшиеся машины до прежних показателей уже не снизятся. Платежеспособное население инвестировало средства в другие каналы, например, недвижимость, либо покинуло страну.
фото: официальный телеграм-канал завода "Москвич"
Предполагаемые ключевые игроки рынка
К концу 2022 года на рынке России осталось чуть менее двух десятков автомобильных брендов. Отечественные (или условно-отечественные) — это LADA, ГАЗ и УАЗ, КАМАЗ, Evolute, Москвич. Все остальные марки пришли к нам из Поднебесной, например, Haval, Chery, Geely, EXEED, Changan, и др.
В наступившем 2023 году главной фигурой авторынка в нашей стране скорее всего станет концерн АВТОВАЗ. Машины марки LADA составят примерно половину всего ассортимента салонов. Четверть предполагаемых автообновок придётся на долю китайских марок. Сильную позицию сохранят бренды Haval, Chery, Geely. Иллюзию присутствия на рынке элитных «европейцев» дилеры будут пробовать создавать усилиями параллельного импорта. Насколько успешными будут эти попытки, пока сказать сложно.
Судьба электромобилей
Всё чаще эксперты озвучивают мнение о возможном стремительном скачке продаж электромобилей. Ставки делаются на прорывных китайских производителей, в частности на компанию BYD. В 2008 году она выпустила первый в мире серийный «автогибрид», питающийся из розетки. Сегодня компания производит электромобили по полному производственному циклу. В 2023 году запланирована поставка данной автопродукции в Россию через белорусскую компанию SGP.
Кроме того, интересно посмотреть, как будет развиваться совсем новый российско-китайский бренд из Липецка — речь, конечно, об автомобилях Evolute, марки появившейся в 2022 году. Согласно открытым источникам, в ближайшие 11 лет в компанию должно быть вложено порядка 13 млрд рублей.
фото с сайта ru.freepik.com
Ситуация на рынке авторемонта
На рынке авторемонта прослеживается общая тенденция к увеличению цен. Причина — увеличение стоимости используемых в процессе запчастей и комплектующих. Речь идёт не только об оригинальных деталях от производителя. Также заметно подорожали качественные китайские аналоги. Сейчас можно говорить, что Китай заменил все оригинальные детали, однако в результате экономии на производстве срок их эксплуатации стал меньше.
Также сервисы, чтобы хоть как-то остаться на плаву, вынуждены повышать стоимость и самих выполняемых работ.
По прогнозам специалистов, в 2023 год услуги ремонта автомобилей могут вырасти от 20% до 30%, в зависимости от конкретной сферы ремонта. Так, по нашим прогнозам, рынок ремонта карданных валов подорожает примерно на 25%. Сдержать рост цен на уровне 10-15% можно будет за счет оптимизации процессов и поиска новых поставщиков автомобильных комплектующих, в том числе из Беларуси и Турции.
Рекомендуем:
Популярное
День учителя-2024: когда отмечают, что подарить, будет ли этот день выходным в школах
В России с 1 октября вырастет оплата за ЖКХ: процент огромный
Пенсионеров с непрерывным 10-летним стажем ждет сюрприз: Путин подписал указ
Металлурги и РусГидро заключили рекордную сделку на покупку углеродных единиц в России
Новосибирцы отмечают Людмилин день: что нельзя делать 29 сентября
Последние новости