+16

  • 11 июля 2022
  • Новость

«Загрузка будет стопроцентной» – генеральный директор «Сибстекла» Антон Мор рассказал о ситуации на рынке стеклотары


Лента новостей

Экономическая ситуация «подогрела» экологические тренды: в России растет спрос на стеклотару. Эксперты считают, что в обозримом будущем она заменит значительную часть ПЭТ-тары и алюминиевую банку

фото предоставлено пресс-службой РАТМ Холдинга

Российские производители напитков и продуктов питания активно переходят на стеклянную тару. Этот процесс начался несколько лет назад и во многом был связан с экологической повесткой. В 2022 году на выбор упаковки со стороны предприятий-потребителей заметно повлияли изменения в экономике. Генеральный директор компании «Сибирское стекло» Антон Мор в интервью BFM-Новосибирск рассказал о том, что сейчас происходит на рынке, ценах, новых подходах и тенденциях.

– Антон Павлович, как складывается ситуация в сегменте стеклотары в 2022 году?

– Развитие рынка идет «зеленым» курсом. Отказ от того, что вредит окружающей среде и трудно перерабатывается, – это мировая тенденция. Ту же ПЭТ-тару постепенно замещают другой, в том числе, стеклянной. Да, пластик пока дешевле, но сырье для ПЭТ дорожает. Спрос на стеклянную тару увеличивается, как на одну из самых экологичных, а также на фоне дефицита алюминиевой упаковки. Растет популярность стеклянных банок. Например, двух- и трехлитровые все чаще используют в розничных точках дистрибьюторы разливного пива. В банки небольшого объема расфасовывают майонез. На полках магазинов мы видим больше воды в стекле, что также связано с выходом на рынок новых производителей и они следуют эко-трендам. В стеклянные бутылки начинают разливать молочную продукцию. Кроме того, к нам обращаются производители соков, плодоовощных консервов. Мы открыты к сотрудничеству.

– Производственные мощности «Сибирского стекла» позволяют удовлетворить возросший спрос?

– Стекольные комплексы работают в режиме 24/7, стекловаренные печи останавливают только на время ремонта. У нас одна новая печь, которую запустили в прошлом году, две другие постарше. «Сибстекло» перманентно обновляет основные фонды и инфраструктуру, сегодня наш завод один из самых современных в России. Компания занимает примерно 90 % рынка стеклотары от Урала до Дальнего Востока. Контракты с нами заключают на два-три года, то есть, мы уже понимаем, что загрузка на данный период будет стопроцентной и планируем производственную программу. Тем не менее, «Сибстекло» готово к взаимодействию с новыми заказчиками. Например, облегчение стеклоизделий (при сохранении геометрических параметров – Ред.) позволяет изготавливать больше продукции из одной тонны стекломассы. Сегодня предприятие эксплуатирует семь линий по выпуску облегченной бутылки.

– В июне 2022 года компания «Сибирское стекло» объявила о том, что будет производить самую легкую бутылку в России. Как возник и реализуется данный проект?

– Мы всегда отталкиваемся от потребностей рынка – наши проекты должны оказывать позитивное влияние на бизнес клиентов и способствовать экономическому росту «Сибстекла». Идея появилась год назад во время одной из встреч с представителями компании AB InBev Efes за чашкой кофе в Москве. Обсуждали дальнейшее развитие в рамках двухсторонних отношений и наши партнеры предложили сделать самую легкую бутылку. В итоге нам удалось снизить вес бутылки объемом 0,45 литра для пива «Старый мельник из бочонка» с 265 до 235 граммов, готовимся к запуску серийного производства. Легче бутылки такой емкости в России нет.

– Эту задачу решили ваши технологи?

– Конструктивные решения разрабатывали наши специалисты при консультационной поддержке со стороны AB InBev Efes. Дизайн бутылки необходимо было сохранить, поскольку предназначена она для одного из основных брендов пивоваренной компании. Бутылка прошла испытания в бельгийской лаборатории и соответствует отечественному ГОСТу – всё получилось, и это наш общий успех. AB InBev Efes сокращает углеродный след в цепочке поставок, а «Сибстекло» увеличит выпуск стеклоизделий, не увеличивая расходование энергии и сырья. Напротив, мы стремимся снизить потребление первичных материальных ресурсов за счет применения отходов стекла.

– На сайте компании приведены цифры, которые показывают, что в Новосибирске в переработку сдается примерно пятая часть использованной стеклотары, остальное выбрасывается. Данные были опубликованы пару лет назад. Есть ли положительная динамика?

– Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Мы нарастили долю стеклобоя в составе сырьевой смеси до 30 %, хотя технологии позволяют до 80 %. Предприятие готово принимать отходы стекла в любом количестве, у физических и юридических лиц. Собираем сами, подключаем к этому новых партнеров. Однако существенная часть стеклобоя, поступающего на предприятие, не соответствует нашим требованиям к качеству вторсырья. Планируем поэтапно ввести в эксплуатацию технологический комплекс по обработке отходов стекла, включающий их очистку, сушку, обеспылевание, разделение по фракциям и цвету.

– С кем сотрудничает «Сибирское стекло» в вопросах переработки? У кого принимаете стеклобой? С кем хотели бы наладить сотрудничество?

– Практически все, кто работает на этом рынке – наши партнеры. Один из самых крупных – «Тайгер Сибирь», мы успешно сотрудничаем много лет. Кроме того, привозим стеклобой из Уфы, с Дальнего Востока. В Новосибирской области также появляются новые игроки. Собирать стекольные отходы не так выгодно, как ту же алюминиевую банку. При перевозке в потоке смешанных ТКО в мусоровозах-компакторах бутылки спрессовывают под сильнейшим давлением, раздавливая на осколки. И потому стекло не должно попадать на полигоны. Совместно с AB InBev Efes реализуем проект по сбору стеклотары от предприятий сектора HoReCa, открыли свои приемные пункты. Один из них, кстати, работает рядом с проходной завода. Готовы участвовать в создании прозрачной системы обращения с ТКО, как это было в Томске, и экстраполировать на другие регионы опыт по размещению контейнеров для разделения отходов.

– Почему, несмотря на все усилия бизнеса, власти, некоммерческого сектора, в России еще не удалось выстроить работу подобную той, что была в советское время? Реально ли повторение той схемы, когда нормой было сдавать бутылки?

– Раньше тару использовали несколько раз. На переплавку отправляли только битое стекло и брак. Сейчас ситуация иная. Производители напитков стремятся привлечь внимание к своей продукции и потому дизайн у бутылок разный, непонятно как их сортировать. Возврат к советскому прошлому исключен. У нас был один клиент в регионе, работающий с вторичной тарой, но и тот недавно перестал. 
Добиться переработки 100 % отслужившего свой срок стекла можно, если раздельный сбор отходов станет обычной практикой для каждого из нас. Да, у граждан должна быть возможность сдавать отходы за деньги, но воспитывать культуру обращения с ТКО все-таки надо с помощью информкампаний на государственном уровне, привлекая бизнес к созданию инфраструктуры.

– На каком сырье работает «Сибирское стекло», где базируются ваши поставщики?

– Основные компоненты для стекловарения – песок и сода. Песок мы раньше доставляли из Ульяновска – вагонами по железной дороге. В мае начали возить из Томской области по Оби, зафрахтовав баржи такой грузоподъемности, чтобы не зависеть от уровня воды. Сократили логистическое плечо, уменьшили транспортные затраты. Содержание железа в томском песке несколько выше, но при обогащении он подходит для нашего производства. Годовой запас рассчитываем сформировать до закрытия навигации. Российский рынок соды является олигопольным. Есть заводы в Стерлитамаке, в Крыму, и они полностью закрывают спрос. Мы все равно ищем варианты дешевле, даже иранскую соду тестировали.
В этом году сырье подорожало, причем значительно. Учитывая интересы заказчиков, повышать стоимость стеклотары теми же темпами не можем. И потому ищем альтернативные источники сырья, новые технологические решения, благодаря чему сдерживаем рост цен на продукцию.

Справка: В первом квартале 2022 года ООО «Сибирское стекло» увеличило выпуск тарного стекла в сравнении с аналогичным периодом 2021 года  на 61 % – с 35,2 до 56,7 тыс. тонн, а в штуках на 65 % – с  121,7 тыс. до 200,4 тыс. В том числе, на предприятии изготовили 165,7 млн бутылок с помощью облегчающих методов. Доля такой продукции в общем объеме составила 79 % (годом ранее – 65 %). Средний вес стеклоизделия снизился на 2 % – с 290 до 283 г, что позволяет заводу сдерживать опускные цены.

 

 

поделиться

поделиться


Популярное