Четверг, 25 апреля 2024

ЦБ

$ 92.51

98.91

BRENT

$ 88.06

/

8146

RTS

1171.06

16+

+16

  • 10 марта 2023 17:10
  • Новость

Гендиректор компании «СпецТрансСтрой» объяснил сдвиг сдачи станции метро «Спортивная»


Лента новостей

Компания «СпецТрансСтрой» является генеральным подрядчиком строительства станции метро «Спортивная». Заказчик строительства - департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска. Проект разработан МП «Метро МиР»

фотографии предоставлены компанией "СпецТранСтрой"

«СпецТрансСтрой» строит станцию метро «Спортивная» с 2019 года. Строительство разделено на четыре этапа – четыре муниципипальных контракта. Первые три - строительные работы – выполнены в срок. С декабря 2021 года идет четвертый, заключительный этап, включающий обустройство новой станции, пусконаладку и т.д – он самый сложный, подчеркивает подрядчик. 

«Да, мы осознаем, что по нашей вине сроки ввода станции были сдвинуты на неопределенное время. Но этому есть ряд причин, на которые мы никак не могли повлиять, – объясняет Сергей Арапов, генеральный директор ООО «СпецТрансСтрой». – Политическая обстановка, СВО, санкции, уход многих производителей оборудования, предусмотренного в  рамках реализации проекта, с российского рынка. Пришлось очень глубоко проработать проекты по системам электрики, вентиляции, по системам управления движения поездами, системам безопасности. Турникеты, рамки, пожарная охранная система, видеонаблюдение - все эти разделы пришлось пересмотреть. Мы нашли варианты совмещения текущего проектного оборудования с российским ПО, нашли отечественных  производителей для замены проектного оборудования, поставили его. По крупицам собирали у поставщиков оборудование, многое из которого производят только в Европе, а в России на складах его не было в нужных объемах. 
Под эти замены приходилось практически полностью перерабатывать проекты, сметную документацию,  пересогласовывать ее с заказчиком и направлять в производство работ. И порой, чтобы устранить замечания и совместить системы, согласования занимали не одну неделю. По факту сейчас мы имеем высокую степень технической готовности станции, остаются только мелкие технические и косметические доделки, но они самые затратные по времени».

В конце февраля 2022 года западные страны начали вводить санкции в отношении России. Это коснулось, в том числе и поставок оборудования. В проекте станции метро «Спортивная» была указана система управления Шнайдер ( Schneider Electric). Это европейский поставщик. Программный комплекс AVEVA, который управляет движением поездов, регулировкой всех систем – из США. В 2022 году это ПО было запрещено к поставке в РФ. ООО «СпецТрансСтрой» в мае-июле 2022 года привлекло отечественных специалистов для поиска отечественных аналогов с требуемыми характеристиками, которые срастили отечественные аналоги систем автоматизации низшего уровня с системой управления верхнего уровня Шнайдер.  Самостоятельная замена подрядчиком оборудования, предусмотренного контрактом, прошедшего экспертизу и снятого с производства, действующим законодательством не предусмотрено, подчеркивают эксперты. Компания обратилась к заказчику с этим вопросом, обоснованием и просьбой о переносе сроков строительства станции. Но сроки строительства продлены не были, говорят представители компании.

Союзом «Новосибирская городская торгово-промышленная палата» было выдано заключение о существенном изменении обстоятельств при исполнении контракта (копия есть в распоряжении BFM-Новосибирск – прим. ред.), в котором указано что обязательство по строительству объекта в установленный срок объективно не могло быть исполнено ни одним лицом.  Кроме того, часть проектной документации (принятой еще в 2018 году) была изменена, в соответствии с современными требованиями. Эти изменения должны были пройти экспертизу в силу прямого указания закона. Провести все необходимые процедуры должны были проектировщик и заказчик, объясняет генподрядчик. 
 

«Это не было сделано. Помимо того было увеличение стоимости объекта: Минтранс и Заксобрание подтвердили, выделили деньги. Но экспертизы достоверности сметной стоимости тоже не было, – говорит Сергей Арапов. –  Заказчик должен был пойти в экспертизу, но не сделал этого. Что мы получаем в итоге? На объект выходит Ростехнадзор с проверкой, потом выходит прокуратура. Естественно, они указывают на эти нарушения. Но крайним, почему-то остается генподрядчик, то есть мы.  Прокуратура идет в суд, подает иск. Мы подаем все справки, которые показывают, что стало причиной нарушений, заключение Новосибирской городской торгово-промышленной палаты. Но суд принимает решение оштрафовать меня, как руководителя компании, в связи с неисполнением сроков контракта и неосвоением денежных средств. Фактически же получается, что практически весь объем работ на «Спортивной» выполнен, но мы не можем эту работу предъявить, потому что у нас нет документации». 

Редакция BFM-Новосибирск направила запрос в мэрию Новосибирска и МП «Метро МиР» на тему экспертиз и переноса сроков. 17 февраля мэрия Новосибирска ответила следующее: 

 «В конце 2022 года часть изменений проекта передана на экспертизу, оставшаяся часть откорректированной проектной документации планируется передать на экспертизу в течение первого квартала 2023 года. Получение положительного заключения экспертизы позволит в дальнейшем обеспечить надлежащий ввод в эксплуатацию станции «Спортивная» Ленинской линии Новосибирского метрополитена в 2023 году.  Срок действия разрешения на строительство объекта «Станция «Спортивная» Ленинской линии метро в городе Новосибирске», выданного Управлением архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска от 25.09.2019 № 54-Ru54303000-318-2019 продлен до 25.03.2023. 
В настоящее время в федеральном автономном учреждении «Главное управление государственной экспертизы» г. Москва проходят экспертную оценку три раздела проекта, по окончании работ по корректировке проектно-сметной документации будет решаться вопрос о направлении для прохождения экспертизы оставшихся разделов проекта».  

Эксперты, знакомые с текущей ситуацией и знающие историю метростроения в Новосибирске, считают, что станция метро «Спортивная» повторяет судьбу станции «Золотая Нива»: там не были соблюдены все необходимые процедуры, но политическим решением ее торжественно открыли, а потом закрыли, чтобы всё довести до конца. Со «Спортивной», говорят наблюдатели, заказчики тоже могли рассчитывать на то, что политическая необходимость открытия новой станции метро «переломит» всё, а уже после открытия можно будет окончательно разбираться с проблемами. В нынешних условиях такой подход не выдерживает критики, уверены строители, и приводит к тупиковой ситуации. 

По информации BFM-Новосибирск, Мировым судьей 2-го судебного участка Кировского судебного района города Новосибирска вынесено решение о наложении административного штрафа на генерального директора компании за неисполнение сроков контракта в объеме 13,5 млн  рублей. Размер штрафа определен исходя из суммы не исполненных обязательств. 

В компании «СпецТрансСтрой» будут обжаловать решение суда и надеются, что к ним не будут применять радикальные штрафные санкции, которые могут оказаться фатальными. Подрядчик рассчитывает на то, что мэрия Новосибирска продлит срок исполнения контракта, заказчик предоставит актуальную документацию, и станция будет достроена. 
 

поделиться

поделиться


Популярное